ЛИБРИО    

Читать "Поводыри. Типологические свойства" - Кожевников В. А. - Страница 1 -

В. А. Кожевников

Поводыри

Типологические свойства

Знание о наличии тех или иных качеств нервной системы животных всегда интересовали собаководов. Когда идёт оценка экстерьера выставляемой собаки, то её стати перед глазами и их всегда можно «проверить на ощупь». А вот типы поведения это некая информационная субстанция, обычным взглядом неуловимая, но никто не будет оспаривать её существование, подобно существованию давления атмосферного воздуха.

Организм с момента зачатия несёт в себе заложенную индивидуальную программу развития, определяющую становление свойств нервной системы в зависимости от его нахождения в формирующийся период своей жизни в конкретных условиях обитания. Это значит, что особи при стандартных условиях имеют обусловленную предрасположенность в своём развитии, заданную линией предков и характерную для данной популяции, в такой ситуации, если даже в дальнейшем, с животным будут работать над изменением его поведенческой основы, посредством обучения определённых действий, всё равно, добиться можно будет, условно говоря, лишь сглаживания на 20-25% от исходного поведения, т. е. будет возможно обучить не выпячивать «острых форм проявления», но внутренняя склонность, способная при попадании в благоприятную обстановку вновь расцвесть, останется. При нахождении животного в несвойственной его популяции среде обитания, развитие данного организма уже может достаточно отличаться по сравнению с предполагаемым формированием в привычной для него внешней среде и часто спрогнозировать это отличие не всегда удаётся. Это относится как к экстерьерным особенностям, так и к поведению.

И экстерьер, и особенности поведения животного есть показатели формирования наиболее рационального функционирования организма под константным давлением среды, ранее воздействовавшей на его ряд предков, а сейчас и на их продолжателя, занимающегося (вне зависимости от того знает он об этом или нет) определённым родом деятельности к которому наиболее приспособлено его тело и его психика, например, участвуя в многочисленных шоу-программах.

Можно предположить, что поставив под определённое давление формирование индивидуально-типологических свойств (неизменяемых у взрослого животного пока остаётся неизменным гормональный фон) за счёт вариативности формирования поведенческих качеств из-за изменения функционирования органов, входящих в конкретные подсистемы организма, что по сути означает переход в другую личность, поставив в зависимость от давления внешней среды во время внутриутробной жизни, а также в начальный период после рождения, особенно у неполовозрелых особей, поставив под постоянное новое влияние, а именно, во-первых, влияние температурного режима, во-вторых, смены структуры питания, в-третьих, взращивая особи в стае животных другого вида, в-четвёртых, подвергая стрессовым воздействиям, из-за изоляции, из-за перенаселения, из-за преследования, и вот, под давлением этих воздействий, можно предположить об изменении, в какой-то степени, формирования поведенческого типа. Но, чтобы подтвердить или опровергнуть сдвиг вариативности типологических свойств нервной системы необходима возможность их распознания, что и предлагается здесь. Речь идёт о таких базовых характеристиках нервной системы как темперамент и типологические свойства высшей нервной системы ( ВНД).

Работа по отработке тестов проводилась на территории Купавинской школы собак-проводников слепых в 1995 году. Это не экспресс-тест и не следует ожидать строгой корреляции при использовании тестов разными людьми, поэтому определение проводится «штатным» тестировщиком, так как оценка глубинных свойств нервной системы происходит по внешним признакам поведения животного, когда велико влияние скрытых мотиваций животного и субъективного восприятия самих людей.

Темперамент

Итак, что есть темперамент?

Согласно БСЭ, «темперамент есть характеристика индивидуума со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических проявлений и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность, двигательные проявления и эмоциональность».

Общая активность будет пониматься как самогенерирующаяся субъектом жизненная активность (тонус), вырабатываемая для возможности осуществления каких-либо изменений во внутренней среде (обмен веществ), посредством чего происходит перемещение организма в пространстве и времени.

Физиологические процессы, которые происходят во внутренней среде требуют высокой координации в соблюдении последовательности реакций, для чего организм обладает огромным количеством рецепторов, (здесь не имеется в виду сознательная координация или волевое управление своими физиологическими процессами). Соблюдается строгая иерархичность, когда одна реакция является следствием предшествующей/-щих/ и причиной последующих. В противном случае могли бы наблюдать хаотическую независимую друг от друга работу разбалансированного механизма. Значит под постоянным контролем отслеживаются цепочки реакций, чтобы вовремя зарегистрировать необходимые изменения для подключения последующих, в определённый момент времени, ответных действий.

Регистрирование отличающихся друг от друга раздражителей внутренней или внешней среды (регистрирование новизны), равно как и регистрация прекращения долгодействующего раздражителя, и регистрация отсутствия ожидаемого сигнала внутри стандартного цикла, например, в распорядке дня, активизирует центр генерирования жизненной энергии. Эта энергия далее будет «финансировать» работу внутренних органов и эффекторов, производящих ответную реакцию на регистрируемый раздражитель для поддержания или расширения статуса жизни.

Хочется подчеркнуть, что параллельно с анализом раздражителей на их новизну или тождественность, происходит анализ на их сигнально-эмоционнальные значения, предохраняющий от возможности непосредственного разрушающего действия раздражителя на организм.

При длительной невозможности зарегистрировать сигналы новизны (сенсорная депривация) уменьшается выработка энергии, которая становится дефицитом для осуществления даже обычного обмена веществ, организм начинает распадаться. ( Леонов А. А., Лебедев В. И. Психологические проблемы межпланетного полёта. М. 1975 г. стр. 149)

В пропорциональной зависимости от регистрации новизны вырабатывается жизненная энергия, которая ищет немедленного выхода в виде активного функционирования каких-либо рабочих органов, осуществляющих свою функцию. Возможность утилизации (употребления с пользой) жизненной энергии будет зависеть от качества работы центра по определению иерархической лестницы потребностей и субординации различных подсистем организма в соответствии с установленной на данное время иерархичностью путей выживания. Например, что более важно: удержание оптимального режима функционирования клеток головного мозга или клеток желудочно-кишечного тракта, в момент экстремальной физической нагрузки (марафонский бег), выпавшей в это время на организм, при невозможности поддержания оптимума на всех направлениях.

При нерациональном направлении энергии, т. е. при поддержании высокого тонуса у тех органов которые своей работой разрушают динамическое постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры, кровяного давления и т. д.), разрушают возможности кондиционирования (приведения к норме), организму придётся бороться за свою выживаемость не только с различными агентами внешней среды, что есть показатель поддержания статуса своего « Я», но и с самим собой, к слову сказать — это путь к стиранию прежней личности и формированию новой, с новыми связями между подсистемами внутренней среды.

Удержание про запас жизненной энергии невозможно; таковы уж наверное условия свыше, что данная энергия вырабатывается исключительно по мере надобности. Если координационный центр организма не готов к утилизации этой энергии, то она сама находит, пробивает себе дорогу, а так как таких дорог множество, то попасть на нужный путь без хорошего регулировщика практически невозможно и в реальности мы наблюдаем то, что некоторые люди называют смещённой реакцией, другие генерализованной.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"103159","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.