ЛИБРИО    

Читать "Школа выживания в условиях экономического кризиса" - Ильин Андрей - Страница 1 -

Андрей Ильин

ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

в условиях экономического кризиса

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Безработица, или Как найти себе применение во времена великих депрессий

Здесь я упомяну лишь основные проблемы, с которыми неизбежно сталкивается любой человек в государстве, попавшем в полосу безвременья. Вне зависимости от его географического положения, социального устройства и исторической эпохи. Я уверен, что точно те же проблемы стояли перед населением во времена Ивана Грозного, и после революции 1917 года, и после гражданской войны в Америке, и после последней войны в Европе. То есть во всякое время, когда старый уклад жизни уже сломан, а новый еще не налажен.

Более всего бьют по отдельному гражданину страны:

БЕЗРАБОТИЦА, ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ К СУЩЕСТВОВАНИЮ, ИНФЛЯЦИЯ, РАЗВАЛ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ.

РАБОТА

Точнее, ее хроническое отсутствие. В недавнем прошлом совершенно незнакомая нам проблема. Ну разве только по статьям в центральной прессе, рассказывающим о гримасах капиталистического мира. Теперь эти гримасы нам корчит наше постсоциалистическое общество.

Причем очень опасные гримасы. Если вспомнить, что один дополнительный процент безработных ведет к четырехпроцентному увеличению числа убийц. И четырехпроцентному же самоубийц!

А ведь кроме прямой безработицы есть еще ее скрытые формы. Такие, как отсутствие достойной оплаты за труд. Или чисто наше изобретение — невыплата зарплаты коллективам целых предприятий. С одновременной борьбой за увеличение производительности труда!

В нестабильном государстве проблема безработицы является проблемой номер один. Если бы каждый гражданин страны имел высокооплачиваемую работу, то все остальные трудности он мог бы решить с помощью честно заработанных денежных средств. И кривая политической и социальной напряженности поползла бы вниз.

Но безработица есть, а методов ее усмирения или хотя бы смягчения — нет.

Нет института защиты прав безработного. Нет механизмов его материальной и психологической поддержки и реабилитации. Нет профсоюзов, способных вступить в драку с работодателем. И нет работодателей, которые испугались бы каких-то там профсоюзов. Нет соответствующей, а главное, работающей законодательной базы. В общем, ничего нет, кроме наступающей по всему фронту безработицы.

Проблему безработицы я попытаюсь рассмотреть лишь с точки зрения рядового безработного. Государственные программы пусть останутся на совести государства и многочисленного чиновничества, которое, я уверен, не бездействует и данную проблему в меру сил решает, а частично, в части трудоустройства себя и своих ближайших и дальних родственников, уже успешно разрешило.

Данную болезненную проблему я разобью на четыре составляющих: ПРОФИЛАКТИКУ БЕЗРАБОТИЦЫ; ПОТЕРЮ РАБОТЫ; ПОИСК РАБОТЫ; ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАБОТЫ.

ПРОФИЛАКТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ

Наверное, самая главная проблема потерявших работу граждан — психологическая. Нет у нас соответствующей привычки. Скажем, к неожиданному аресту и высылке за сто первый километр мы морально подготовлены гораздо лучше, чем американцы. А вот к потере работы...

А откуда взяться привычке, если совсем недавно все заборы были увешаны объявлениями “требуются...”. Начальники отделов кадров бегали за специалистами, как влюбленные юноши за предметом своей любви. Те специалисты выкобенивались и требовали дополнительные блага, угрожая руководству уйти на соседнее предприятие... И вдруг все кончилось. Вместе с государством, его экономикой, объявлениями на заборе и теми предприятиями.

Пришла безработица. Никем нежданный жареный петух клюнул... И если западные работники всегда, морально и даже организационно, готовы к тому, что их выставят на улицу, для наших сообщение об увольнении звучит как гром среди ясного неба. То есть мы догадывались, что нас могут уволить, но никак к этому не готовились.

Первая заповедь наемного работника в период развитого и уж тем более, полудикого капитализма — готовность к утрате рабочего места. Что подразумевает каждодневный и бесконечный поиск вакансий. Даже тогда, когда ваша работа вас абсолютно устраивает. Даже тогда, когда вы ни сном ни духом не предполагаете ее менять, а ваш шеф твердит, что без вас его предприятие не проживет и часа. И тем не менее вы не должны пропускать ни одного предложения, не попытавшись законсервировать его на будущий черный день. Берите чужие и раздавайте свои визитки, записывайте телефоны, говорите, что не позже, чем через полгода, в крайнем случае через год вы бросите опостылевшее вам место и если вас дождутся, то вы непременно, с готовностью и благодарностью.

Пусть все ваши знакомые знают, что вы живете на грани безработицы, и пусть приносят вам все новые и новые предложения.

В худшем случае вы убедитесь, что никому не нужны. И благодаря этому сможете вовремя сменить профессию на более популярную.

В лучшем — если вам с ходу предложат сразу несколько мест, вы убедитесь в востребованности своей специальности на рынке труда. И сможете слегка расслабиться. Но не больше чем на год. Потому что через год все может измениться. И значит, надо снова продолжать поиск вакансий.

Профилактикой безработицы можно считать различные подработки и “халтуры”, которые в случае потери места могут превратиться в основной способ зарабатывания средств к существованию. Поэтому, берясь за побочные работы, лучше примерять их к будущему, выбирая не единовременные, пусть даже хорошо оплачиваемые “леваки”, а те, которые дают хоть и меньший, но зато постоянный заработок. И позволяют построить долговременные производственные отношения с нанимателем.

! Вообще в нестабильном, равно как конкурентном, обществе очень важно умение мыслить стратегически. То есть с позиций завтрашнего, а еще лучше послезавтрашнего дня, а не следующей секунды. Тогда можно успеть не одну яму соломкой застелить. В смысле не с одним потенциальным работодателем познакомиться. И при внезапном увольнении отделаться синяками в форме перевода с одного места работы на другое...

В какой-то степени подменить приработок, а при удачном раскладе и основную работу может ремесло. То, что человек умеет делать руками. Шить, вырезать, лепить, вязать, класть печи, ремонтировать электронику, рисовать картины... Только надо очень хорошо уметь шить, вязать, класть печи... Лучше всех уметь. Чтобы быть конкурентным на рынке услуг и творческих поделок. Такой уровень достигается опять-таки годами упорного труда. Поэтому брать в руки спицы, резец или кисть лучше заранее, совмещая творческое хобби с основной работой. Когда основная работа закончится, будет не до творческих изысков.

Профилактика угрозы безработицы должна касаться всех членов семьи. Именно поэтому им нежелательно работать в одном и том же месте, тем более по одной специальности. При сокращении отдела либо всего предприятия все кормильцы семьи одновременно оказываются без средств к существованию. При разделении специальностей и мест работы по крайней мере один член семьи останется на плаву и поможет перетерпеть тяжелые времена.

Точно так же ко всем членам семьи относятся советы, касающиеся приработков и освоения ремесел. Замечательно, когда отец может перебросить часть наиболее простых заказов, например по ремонту радиоаппаратуры, на сына. Или мать отдать легкие выкройки дочери. Тогда, во-первых, можно освоить большее количество заказов. А во-вторых — обучить детей определенным навыкам, которые помогут им выживать в будущем.

Еще одно средство профилактики касается опять-таки всех членов семьи. Это создание семейного “фонда безработицы”. Готовясь к последующему выживанию, очень желательно создавать определенные накопления, которые создадут предпосылки для развития семейного бизнеса или получения новой профессии при утрате работы. Ну или как минимум уберегут семейный бюджет от мгновенного краха.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"12466","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.