ЛИБРИО    

Читать "Детское питание. Правила, советы, рецепты" - Лагутина Татьяна Владимировна - Страница 1 -

Детское питание. Правила, советы, рецепты

Питание детей первого года жизни

Правильное питание детей раннего возраста – это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.

Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано главным образом с особенностями их организма (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.

Разговор о питании детей первого года жизни необходимо начать с рассмотрения 3 основных видов вскармливания: естественного, искусственного и смешанного.

При естественном вскармливании ребенок первые 4–4,5 месяца питается только материнским молоком, или же доля материнского молока в его суточном объеме составляет не менее 80 %.

В случае искусственного вскармливания основной пищей ребенка являются молочные смеси, к которым может добавляться материнское молоко (не более 20 % от суточного объема).

При смешанном вскармливании малыш получает менее 80 % материнского молока и более 20 % молочных смесей.

Все педиатры подчеркивают преимущества естественного вскармливания, обусловленные в первую очередь уникальными биологическими свойствами женского молока, которое обладает оптимальным и сбалансированным составом, хорошо усваивается детским организмом. Кроме того, оно содержит большое количество биологически активных веществ. При естественном вскармливании происходит формирование нормальной работы кишечника и снижается риск возникновения аллергических реакций. Кроме того, контакт, который устанавливается между матерью и ребенком в процессе кормления, создает психоэмоциональную основу будущего поведения малыша и положительным образом сказывается на его интеллектуальном развитии.

Естественное вскармливание

Естественное (или грудное) вскармливание самый важный этап кормления малыша, и мама должна сделать все возможное, чтобы сохранить лактацию, делая при этом основной упор на сбалансированное питание.

В том случае, если по каким-то причинам женщина не может кормить ребенка грудью, его необходимо поить сцеженным молоком. Лучше всего сцеживание производить в соответствии с графиком кормлений. Для сбора и хранения молока рекомендуется использовать стерилизованные пластмассовые или стеклянные бутылочки.

Если его необходимо сцедить заранее, хранить его надо в холодильнике, но не более 12 часов. Чтобы увеличить срок хранения грудного молока до 24 часов, по истечении 12 часов его можно пропастеризовать и снова поставить в холодильник.

Молоко можно хранить и в морозильной камере. В этом случае оно сохраняет свои свойства в течение 6 месяцев, а при температуре –20 °C – год.

Перед кормлением бутылочку с молоком надо вынуть из холодильника, подогреть на водяной бане или под струей теплой воды до температуры 36,5–37 °C и несколько раз сильно встряхнуть, чтобы оно равномерно прогрелось.

До сих пор ведутся споры о том, следует ли кормить грудных детей по часам или же в свободном режиме, ориентируясь на потребности малыша. В настоящее время некоторый перевес в этом споре наметился в пользу сторонников свободного вскармливания.

Кроме того, оно указывается в списке основных рекомендаций Всемирной организации здравоохранения.

Противники свободного вскармливания аргументируют свою точку зрения наличием у этого способа существенных недостатков. Например, невозможно установить контроль за 2 основными параметрами: объемом кормления и прибавлением массы тела ребенка (особенно в первые месяцы). Нецелесообразным становится и сцеживание молока после кормления, что в короткий срок может привести к снижению лактации. Ребенок, не придерживающийся строгого режима кормления, становится более беспокойным, не соблюдая режим сна и бодрствования.

Свободный график вскармливания рекомендован в течение первых 2 недель жизни. В дальнейшем малыш сам устанавливает себе индивидуальный режим, в соответствии с которым количество суточных кормлений может колебаться от 6 до 8 раз. Однако независимо от этого практически все дети с трудом выдерживают длительный перерыв ночью.

Объем пищи, необходимый ребенку в первые 10 дней его жизни, рассчитывается по формуле, в основе которой лежит количество прожитых им дней. В соответствии с ней объем 1 кормления составляет 10 х n, где n – количество дней.

В дальнейшем расчеты строятся на фактической массе тела ребенка. Так, малыш от 10 дней до 2 месяцев должен получать суточный объем пищи, равный пятой части его массы; от 2 до 4 месяцев – шестую часть; от 4 до 5 – седьмую часть, но не более 1 л; от 5 месяцев и старше – 1 л.

При этом следует принимать во внимание, что соки, которые вводятся в рацион ребенка с 4 месяцев, в общий объем пищи не входят и при его определении не учитываются.

Несмотря на то, что до 5 месяцев материнское молоко может практически полностью обеспечить потребности детского организма в питательных веществах, оно не в состоянии предоставить необходимый набор витаминов и микроэлементов. Вот почему постепенно в рацион ребенка следует вводить овощные и фруктовые соки и пюре. Растительная пища благотворно сказывается на развитии растущего организма, служит прекрасным профилактическим средством против рахита, восполняет дефицит железа и способствует нормальной работе кишечника.

Раньше считалось, что соки следует вводить в рацион малыша с 1,5-месячного возраста. Однако современные исследования показали, что это вызывает нарушения в работе желудочно-кишечного тракта ребенка и способствует возникновению аллергических состояний. Врачи рекомендуют добавлять соки в меню детей первого года жизни, начиная с 3,5–4-месячного возраста. Первые 2–5 капель сока дают малышу между кормлениями. Постепенно суточную дозу увеличивают, также определяя ее по формуле: 10 х n, где n – количество месяцев.

Начинать лучше всего с прозрачного сока из зеленых яблок. Затем через 2–4 недели малышу можно предложить прозрачные черносмородиновый, гранатовый, вишневый, морковный, капустный и другие соки. Выбор сока может определяться индивидуальными особенностями детского организма. Так, при частых запорах показаны сливовый, морковный или свекольный сок, а при жидком стуле – лимонный, вишневый, гранатовый, черносмородиновый или черничный.

Если прозрачные соки не вызвали никаких отрицательных реакций, то с 4 месяцев их можно чередовать с мякотными – грушевым, сливовым, абрикосовым или персиковым.

С 6-месячного возраста (но не раньше!) малышу можно давать малиновый, клубничный, апельсиновый, мандариновый или томатный сок. Причем вводить их следует очень осторожно, внимательно наблюдая за последующей реакцией. Это связано с тем, что перечисленные выше соки чаще, чем любые другие, способны вызвать аллергию.

Через 2 недели после введения в рацион малыша соков, к ним можно добавлять фруктовое пюре – яблочное, сливовое, абрикосовое, персиковое и др.

Материнское молоко, к сожалению, не может соответствовать всем потребностям растущего организма. Вот почему для тренировки жевательного аппарата и стимуляции моторной активности кишечника с 4–5-месячного возраста детей следует прикармливать.

Прикорм – это блюда, которые призваны вытеснить грудное молоко (а при искусственном вскармливании – смеси) и приучить организм ребенка к взрослой пище.

Как и любая другая новая для малыша пища, прикорм вводится сначала небольшой порцией – не более 0,5 ч. л. – и дополняется до объема 1 кормления материнским молоком или молочной смесью. Затем постепенно, на протяжении нескольких дней, объем прикорма доводят до полного объема 1 кормления.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"133590","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.