ЛИБРИО    

Читать "Болезни собак " - Панышева Лидия Васильевна, Тарасов Василий Романович, Липина Елена Ивановна, Уткин Леонид Георгиевич - Страница 1 -

Л. В. Панышева, В. Р. Тарасов, Е. И. Липина, Л. Г. Уткин

Болезни собак (незаразные)

Практическое руководство для ветеринарных врачей и ветеринарных техников

Под общей редакцией заслуженного деятеля науки, члена-корреспондента ВАСХНИЛ, доктора ветеринарных наук, профессора Г. В. Домрачева

От издательства

В 1956 г. Сельхозгизом была издана книга « Инфекционные и инвазионные болезни собак». В настоящее время выпускается книга по незаразным болезням собак. Собака имеет широкое применение не только в сельском хозяйстве, для охраны социалистической собственности, но в большом масштабе также на охоте, где собака является незаменимым спутником охотника-промысловика и охотника-спортсмена.

Незаразные болезни среди собак имеют значительное распространение. До самого последнего времени специального руководства по болезням собак не имелось. Ветеринарным специалистам приходилось пользоваться главным образом переводной литературой, которой было явно недостаточно и к тому же она устарела по своему содержанию (методам исследований и лечения) и не отвечает современным требованиям к подобного рода руководствам.

Предлагаемое читателю руководство является первым оригинальным трудом на русском языке по вопросу болезней собак (незаразных). В данной книге на основе опыта работ целого ряда клиник сделана попытка объединить имеющийся материал.

Книга написана коллективом авторов, которые работают на кафедрах Московской ветеринарной академии и в Институте кролиководства и звероводства. В книге изложены главнейшие заболевания собак и приведены современные методы исследований и лечения больных собак, применяемые в настоящее время в клиниках по внутренним болезням, хирургии и акушерству. Кроме того, даны основы по физиотерапии и рентгенодиагностике. В виде приложения приведены морфологические и физико-химические показатели крови собак, терапевтические дозы лекарственных веществ и таблицы по определению возраста собак по зубам.

Материал, помещенный в книге, был просмотрен и одобрен заслуженным деятелем науки, членом-корреспондентом ВАСХНИЛ, доктором ветеринарных наук, профессором Г. В. Домрачевым незадолго до смерти и является его последним литературным трудом.

Болезни органов кровообращения

Л. В. Панышева

Исследование сердечно-сосудистой системы

Сердце у собаки расположено на четыре седьмых своей величины в левой половине грудной полости и на три седьмых — в правой. Основание сердца находится на половине высоты грудной клетки. Задний край сердца в шестом межреберном промежутке спускается вниз и приближается к седьмому ребру. Верхушка сердца только на 1 см не доходит до дорсальной поверхности грудной кости. Задняя часть сердца покрыта краем левого легкого (рис. 1).

Рис. 1. Грудная клетка собаки

Исследование сердца можно проводить как на стоячей собаке, так и на сидячей, приподняв левую лапу и отведя ее вперед.

Сердечный толчок у собаки верхушечный и возникает вследствие соприкосновения верхушки сердца с грудной клеткой. Сердечный толчок хорошо заметен бывает даже при осмотре сердечной области, но более полно и четко его можно наблюдать и исследовать путем пальпации. Пальпация дает представление о силе толчка, его локализации и продолжительности. У мелких собак сердечный толчок хорошо заметен одновременно и справа и слева, для этого надо только охватить правой рукой грудную кость. У крупных собак исследование сердечного толчка требуется проводить как справа, так и слева, для чего следует одновременно приложить руки к той и другой стороне грудной клетки. Слева сердечный толчок наибольшей интенсивности достигает в пятом межреберном промежутке.

Смещение сердечного толчка может быть вперед, назад, вверх и вправо. Это зависит от скопления газов в кишечнике, от наличия жидкости в плевральном пространстве и т. д.

Сердечный толчок может быть усилен или ослаблен. Усиление сердечного толчка происходит от повышения сердечной деятельности при возбуждении, при усиленной работе, при лихорадках, интоксикациях и т. п. Ослабление толчка бывает при ослаблении сердечной мышцы, при наличии плеврального эксудата и при эмфизематозном расширении легких.

При помощи пальпации в области сердца можно установить болезненность (при острой форме перикардита).

Границу сердца у собак лучше определять дигитальной перкуссией (рис. 2). Перкуссию можно проводить на сидячей или стоячей собаке, отведя вперед левую переднюю лапу. Верхняя граница сердца, соответствующая положению основания его, находится на уровне плече-лопаточного сочленения, а задняя доходит до седьмого ребра.

Увеличение границы сердечного притупления может быть в результате гипертрофии, расширения сердца и накопления жидкости в полости перикарда. Уменьшение сердечного притупления наблюдается при эмфиземе легких и при пневмотораксе. У очень жирных собак определение границ сердца обычно затруднено вследствие значительной жировой прослойки в подкожной клетчатке в области грудной стенки.

Аускультацию сердца у собаки удобнее проводить при помощи медицинского стето-фонендоскопа или мягкого стетоскопа. В состав первого, или систолического, тона входят следующие компоненты: захлопывание двустворчатого и трехстворчатого клапанов, тонус сердечной мышцы и растягивание соединительно-тканных устий аорты и легочной артерии. Второй, или диастолический, тон образуется из захлопывания клапанов аорты и легочной артерии. Первый тон громче, ниже по тембру и продолжительнее. Второй тон выше и короче. Пауза между первым и вторым тоном короткая (у крупных собак 0,2 секунды), а между вторым и первым — в 2 раза длиннее (до 0,4 секунды). Пункты наилучшей слышимости у собаки расположены в следующем порядке: проекция двустворчатого клапана — в пятом межреберье слева; проекция аортального отверстия — в четвертом межреберье слева, непосредственно под линией лопаточно-плечевого сочленения; проекция легочной артерии — в третьем межреберье слева, по краю грудной кости; проекция трехстворчатого клапана находится в четвертом межреберье справа, на высоте прикрепления ребер к грудной кости.

Рис. 2. Дигитальная перкуссия сердца у собаки

Изменения сердечных тонов могут быть следующие: усиление, ослабление обоих тонов или одного из них, акцент на одном из тонов, раздвоение и расщепление тонов, ритм галопа и эмбриокардия.

Усиление сердечных тонов бывает при физическом напряжении, при лихорадках, при анемических состояниях.

Усиление первого тона наблюдается при вторичных анемиях, кровепаразитарных заболеваниях, лихорадочных процессах и слабости сердца, сопровождающейся тахикардией. Ослабление тонов может быть при экссудативном перикардите, подкожной эмфиземе, миокардитах, потере эластичности клапанов.

Акцент на втором тоне аорты наблюдается при повышении кровяного давления в артериальной системе. Акцент на втором тоне легочной артерии бывает при повышении кровяного давления в малом круге кровообращения.

Раздвоение первого тона происходит в результате не одновременного сокращения правого и левого желудочков сердца при гипертрофии одного из них или при неравномерном поражении правой и левой половины сердца, а также при изменениях в одной из ножек пучка Гиса. Раздвоение второго тона наблюдается при не одновременном расслаблении правого и левого желудочков, при не одновременном закрытии аортальных и пульмональных клапанов и указывает на ненормальное соотношение кровяного давления в аорте и легочной артерии.

Повышение кровяного давления в малом кругу кровообращения приводит к раздвоению второго тона с акцентом на клапане легочной артерии, а повышение кровяного давления в большом кругу кровообращения приводит к раздвоению второго тона с акцентом на клапане аорты.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"133946","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.