ЛИБРИО    

Читать "Вася-капиталист" - Третьяков Юрий Федорович - Страница 1 -

ВАСЯ- КАПИТАЛИСТ

Глава первая,

знакомящая читателя с пионером Васей, его блестящей и многотрудной деятельностью для блага общества, а также проливающая свет на причины, в силу которых он принимает решение посвятить свою дальнейшую жизнь накоплению капитала

Капиталистом Вася сделался случайно, а раньше денег у него никогда не водилось больше рубля, да и те — не успеют привыкнуть к карману, как их уже нет!

И вообще Васе даже думать об этом было некогда, потому что началась весна, а весной, как известно, у пионеров работы хватает.

Взять, например, металлолом: кажется, в прошлом году все до последнего гвоздя собрали по всему городу, а сойдет снег — и опять его полно во дворах и на улицах, будто за зиму он потихоньку под снегом вырастает. Но металлолом — пустяк.

Главное, что двор большого дома, где сейчас стоял Вася, — не просто двор, а зона пионерского действия. Тут действуют пионеры Васиного звена. Кое-кто из них в этом дворе и живет.

Они должны: следить, чтобы все ребята из этого дома не пропускали уроков, как недавно, когда целая орава испугалась контрольной работы и организованно отправилась в лес как место наиболее подходящее для людей, вынужденных почему-либо скрываться. Вася и сам чуть было не ушел с ними — не потому, что боялся контрольной, а просто захотелось подснежники посмотреть. Только в последнюю минуту победила сознательность, и Вася не пошел.

Присматривать за чистотой и порядком во дворе — это легче всего, так как дворничиха тетя Маша и без того хорошо присматривала. Можно было бы присматривать за ней, но только она этого не любила, а на замечание Васи, что отныне надо усилить борьбу за чистоту, стукнула его ручкой метлы по шее. Тем не менее Вася присматривал не жалея сил.

Заботиться о досуге ребят. Это значит — следить, чтобы они не шатались по двору без дела, а занимались чем-нибудь полезным: какими-нибудь играми или разумными развлечениями. Какие бывают разумные развлечения, никто в звене пока не знал, это требовалось еще обсудить. У Васи уже были кое-какие соображения.

Работать с дошколятами. Дошколят в доме было неимоверное количество, они неорганизованными толпами шныряли по всему двору, так что один даже упал в водопроводный люк, хоть и ничуть не пострадал. Но главным дошкольником, с которым требовалось работать, была маленькая Маринка. В детский сад она почему-то не ходила, а мама ее была совсем молодая, студентка, и имела велосипед. Велосипед этот был не простой, а гоночный, с рулем, загнутым, как бараньи рога. Чуть только просохли улицы, Маринкина мама выходила во двор с велосипедом и Маринкой, Маринку оставляла на попечение ребят, а сама усаживалась на велосипед и куда-то укатывала. Ладно еще, что сама Маринка была девчонка не капризная: ей везде хорошо! Дошколят взял на себя тоже Вася. Он уже продумал кое-что: например, решил держать их в строгости, чтобы с самого малолетства приучать к дисциплине. Двух из них — Андрейку и Андрюшку — он назначил себе в помощники, для выполнения разных мелких поручений.

Кроме этих основных обязанностей полагалось также: чинить звонки кому понадобится (лучшего починяльщика, чем Вася, не найти!), сделать для малышей песочницу и качели (это тоже мог сделать Вася, да материала не было), обезоруживать владельцев рогаток ( Андрейка и Андрюшка обязаны были доносить Васе, кто обзавелся рогаткой), стирать надписи, которые, казалось, сами собой возникали на стенах и асфальте (некоторые очень интересные), и еще много всяких других дел, запомнить их все мог только звеньевой — старинный Васин друг Толик.

В дополнение ко всему каждый должен был проявить собственную инициативу.

У Васи инициатива была такая: он всем желающим давал рыбок — данио, гуппи и пецилий, которые страшно разводились у него дома в аквариуме. Таким образом он хитро добился множества целей: заполнял полезным делом досуг ребят (кто водит рыбок, знает, сколько с ними мороки!), ребята получали полезные знания, и, конечно, сильно укреплялось уважение к самому Васе.

Сейчас Вася стоял посреди двора и соображал, какую бы новую инициативу выдумать. Возле него в полной готовности вытянулись по швам Андрейка и Андрюшка, похожие друг на друга, как родные братья: толстенькие, румяные, с одинаковыми челочками. Они исподтишка наблюдали за двумя девчонками, подозревая, что в карманах у них спрятано по куску мела, которым те намеревались расчертить асфальт на «классы», а девчонки хитро на них посматривали и мел свой не показывали, а обыскать их Андрейка и Андрюшка не имели права.

Тут к Васе подошел звеньевой Толик — добрейшая душа — и озабоченно спросил:

—  Вась, тебе кошелька не нужно? А то не знаю, куда его деть…

Васе кошелек был не нужен, но на всякий случай он сказал:

—  Дай глянуть.

Толик достал из кармана старинный кожаный кошелек, весь от старости в трещинах, и дал Васе. Кошелек Васе понравился: с несколькими отделениями и такой хитрой закрышкой, что если кто секрета не знает, ни за что не откроет!

—  Ты где его взял? — спросил Вася.

—  Бабушка дала, — сказал Толик. — У меня бабушка — вот простая: чего ни попроси, все отдаст! Даже если б у нее был попугай, ты думаешь, не отдала бы? Отдала! Я уж давно думаю подговорить ее съездить в Москву и купить себе попугая, а потом через некоторое время взять да этого попугая и выпросить!

Все знали, что Толик всю жизнь мечтает о попугае; кто мечтает о лодке, кто о ружье, а Толику ничего не нужно — только бы попугая!

—  Сегодня я к ней в гости ходил, — продолжал он, — какой-нибудь бумажник себе попросить, но только бумажника у нее нет, а дала вот — кошелек…

—  А зачем тебе бумажник?

—  Как зачем? — поднял брови Толик. — Чтоб было, где документы держать!..

—  А какие у тебя документы?

Толик сморщился и щелкнул языком:

—  Да мало у меня пока документов. Можно даже сказать — вовсе нет. Вот у отца полон бумажник: и паспорт, и пропуск, и профсоюзный билет, — штук двадцать наберется всяких документов. А у меня пока только одна справка о привитии скарлатины… Постепенно я побольше наберу. Да вот бумажника нет… А справку о привитии никто в кошельке не носит, верно ведь?

—  Никто, — сказал Вася. — В кошельке деньги носят, а не скарлатину твою! Поэтому я беру его себе!

—  Конечно, бери! — сказал Толик, который, верно, уродился в бабушку. — А ты что в нем будешь держать?

—  Мало ли что… Деньги, например!

—  А откуда у тебя деньги?

—  Найдутся! Был бы кошелек!

Вася спрятал Толиков подарок в карман, и они перешли к деловому разговору.

—  Тебе нужно выполнить одно задание, — озабоченно сказал Толик. — Там за углом опять стоит Юрец!

—  Соленый огурец! — воскликнул Андрейка, и они с Андрюшкой легкомысленно захохотали.

Вася одним суровым взглядом сразу пресек эту неуместную веселость и с недоумением взглянул на Толика:

—  Какой Юрец? Чего он там стоит?

—  Да мальчишка такой! — объяснил Толик. — Он там живет и каждый день стоит за своей калиткой и в щелку смотрит. А как кто меньше его мимо идет — набрасывается и толкает в грязь! Настоящий Соловей-разбойник! Никому проходу нет… Из первых или из вторых классов, те ходят в обход и через это в школу опаздывают…

—  Позавчера он всех кусал живым раком! — взволнованно объявил Андрюшка. — И Вовика, и Наташку, вообще — всех!.. Даже я насилу убег! Держит его в руке, а он клешнями — вот так, вот так….

И Андрюшка, весь перекосившись, изобразил, как шевелит клешнями рак.

—  А где он взял рака? — заинтересовался Вася, щупая в кармане кошелек.

—  Не знаем! — сказали Андрейка и Андрюшка оба враз. — Он потом его сварил и съел! И сейчас набрасывается просто так, руками…

—  И ногой… — добавил Андрюшка.

—  Ладно, — сказал Вася. — Я схожу, поговорю с ним… Жалко, что рака он уже съел…

—  А то — что?

—  А то интересно было бы его ко мне в аквариум посадить!.. Значит, я пошел домой, дело есть!.. Вы смотрите тут!

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"138165","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.