ЛИБРИО    

Читать "Пять минут до счастья" - Шер Аркадий Соломонович - Страница 1 -

Аркадий Шер

Пять минут до счастья

Глава первая. РАЗГОВОР О СЧАСТЬЕ

У старого лесника Игната никогда не было проблемы с заготовкой дров.

Вокруг огромный дремучий лес. Сам себе хозяин. Хочешь — берёза, хочешь — осина. Но валит он деревья со знанием дела, не без разбору. По правилам и по закону.

Потом пилит на чурбачки и колет топором с одного маху. Оттого на дворе у него всегда образцово-показательная поленница возвышается — на всю долгую зиму запас.

Полешки одно к одному ровненькие, аккуратненькие лежат. Солнышком нагретые, свежей древесиной благоухают.

Ну, как тут удержаться и не взобраться на самую верхотуру!

—  Чур, я первая! — воскликнула Машенька и стала карабкаться на поленницу.

—  Чур, я второй, — пробормотал себе под нос Васечка и полез следом.

Они уселись поудобнее на тёплые поленья и ножки свесили.

Раньше, когда Васечка забирался к дедушке Семёну на плечи, ему казалось, что выше уже не бывает. А сейчас!..

Весь двор как на ладони. И даже, что за забором творится, видать.

Машенька уже третье лето кряду во время летних каникул гостит у дедушки с бабушкой. Её приятель Васечка, внук дедушки Семёна, живёт за лесом в деревне Поленово. И в школу вообще не ходит.

Дед Семён — знаменитый на всю округу резчик по дереву. Однажды вырезал из волшебной породы дерева фигурку человечка. Всю душу в работу вложил. И человечек ожил! Так появился у Семёна внучек Васечка. Одинокому старику на радость. И в доме помощник.

Пошил ему Семён цветастую рубашонку и штанишки цвета «маренго». ( Сам по себе цвет не ахти какой, просто чёрный с серым отливом, а название очень красивое.)

Мальчонка симпатичный и смышлёный. Однако деревенские ребятишки чурались его. Наверное, потому что он не такой, как все.

И вот однажды дед Семён познакомил своего Васечку с Машенькой, внучкой своего друга Игната. Чтобы вдвоём им веселее было.

Сидят они теперь рядышком на поленнице. Высоко сидят, во все стороны глядят.

—  Знаешь, Васечка, — тут Машенька мечтательно закатила глаза, — какое это счастье — летние каникулы!

Васечка удивлённо посмотрел на неё.

—  А что такое счастье? — спросил он.

—  Эх, ты! Не знаешь таких простых вещей! — Машенька погладила приятеля по головке. —  Счастье — это… Это когда бывает… Да кто его знает, когда это бывает…

Она махнула рукой и смущённо умолкла.

Но разговор-то о счастье уже завязался.

Пёс Дружок вылез из конуры, вальяжно прошёлся по двору и протявкал:

—  Я, например, своё счастье собственными лапами под крыльцом закопал. На чёрный день. —  Он зевнул и блаженно растянулся на солнышке. —  А главное моё счастье, что я попал к Игнату в хорошие руки!

Машенька тронула Васечку за плечо:

—  Дедушка Игнат рассказывал, что наш Дружок в молодые годы, по глупости, браконьерам прислуживал. А как только состарился, хозяева его в лес отвели и на голодную смерть обрекли. Но судьба смилостивилась над ним. Теперь вот живёт у дедушки. Ему все собаки в округе завидуют.

Васечка призадумался. Потом решительно шлёпнул себя ладошкой по коленке:

—  Я понял! Чтобы у меня было много счастья, надо сначала прислуживать браконьерам. Потом попасть к Игнату в хорошие руки. На чёрный день закопать своими руками это счастье под крыльцом. И чтобы все собаки в округе мне завидовали!

Машенька от смеха чуть с поленницы не свалилась. А Дружок сквозь дрёму улыбнулся.

Бабушка Пелагея накормила домашнюю живность и выпустила погулять по двору.

Разговор о счастье заинтересовал всех обитателей двора. Поэтому наиболее активные стали подходить поближе, чтобы высказаться по этому поводу.

Первой подошла толстая, в меру измазанная грязью Свинья.

Шумно потёрлась боком об угол поленницы и высказалась так:

—  Это, конечно, свинство, что я встреваю в вашу беседу без приглашения. Однако сдаётся мне, что счастье — это когда наешься до отвала, бухнешься в тёплую лужу и дре-е-е-емлешь…

—  Дело, конечно, хозяйское! Но лично я в этом счастья не вижу, — решительно сказала Машенька и при этом поморщилась.

Петух громко захлопал крыльями, взлетел на забор и прокукарекал:

—  Ку-ка-ре-ку! Нет большего счастья, чем раньше всех встретить восход солнца!

Ему Машенька не возразила. Но ей стало немного обидно. Как это так?! Она привыкла всегда быть первой. И вот, приветик! Обыкновенный Петух первым встречает рассвет.

А солнышко уже поднялось высоко. Оно ярко светило, согревая всех своим теплом. И говорить о том, кто первым его встретил, было просто глупо. Главное — оно ведь светило для всех, не только для одного Петуха.

Здоровенному Индюку тоже пришла в голову мысль взлететь на забор. Да не тут-то было! Зря только крыльями махал и по бокам себя хлопал. В конце концов, тяжело переваливаясь с боку на бок, эта куча пёстрых перьев приблизилась к поленнице.

—  Ой! Кто это?! — Васечка вздрогнул и испуганно подобрал ножки.

—  Не бойся, это Индюк. Он, наверное, тоже хочет высказать своё мнение о счастье.

Машенька глянула вниз.

—  Ну и что ты хочешь сказать? — обратилась она к Индюку.

Тот забормотал что-то невнятное. Никто, конечно, ничего не понял, и Машенька переспросила его. Он повторил то же самое, только очень сердито. Опять никто ничего не понял. Тогда Индюк безнадёжно махнул крылом и, обиженный, ушёл.

Машенька сочувственно посмотрела ему вслед и сказала:

—  Счастье, когда тебя понимают, а когда не понимают, какое же это счастье! — И легла на поленья, прикрыв лицо от солнца руками.

А Васечка сидел и только молча поглядывал по сторонам.

Неожиданно он заметил: что-то непонятное движется со стороны Волшебного озера. Одето в красную рубаху, но не человек. Приближается оно не спеша, вразвалочку. Голова, хвост вроде бы волчьи. В огромных лапах несёт большую стеклянную банку.

Васечка как зачарованный смотрел на это явление. Подойдя совсем близко, «пришелец» остановился у калитки. Васечка потянул Машеньку за рукав и шёпотом спросил:

—  Что там такое?!

—  Где? — спросила Машенька и посмотрела, куда он показывал.

У калитки стоял Волк. Санитар леса, единственный на всю округу владелец собственного лазарета. Бескорыстный помощник Игната в лесном хозяйстве. И просто Машенькин друг.

В руках он держал трёхлитровую банку с водой, в которой плавала Золотая Рыбка.

—  Привет, Серый! — радостно крикнула Машенька. —  Ты, как всегда, кстати. Заходи.

Волк вошёл во двор, прикрыл за собой калитку и приветливо помахал хвостом своему приятелю Дружку. Старый пёс слегка приподнял голову и вильнул хвостом в ответ.

Волк бережно поставил банку с Рыбкой в тенёк.

Машенька удивлённо посмотрела на него.

—  Никак подарочек принёс? — спросила она.

—  Да, нет! Несу нашу Рыбку в лазарет. Лечить.

—  А что с ней случилось?

—  Да, говорят, опять Мормышкин из Верхних Плавников за старое взялся. Бросил в Волшебное озеро динамит, чтобы рыбу глушить. Вот тебе и результат! Прямо-таки оглохла наша уважаемая Золотая Рыбка. Как говорится, ни за что ни про что. Короче говоря, зашёл вот Игнату пожаловаться на этого горе-рыболова. А заодно у Пелагеи спросить, чем глухоту лечить?

—  Успеешь и пожаловаться, и спросить. Залезай-ка лучше к нам. Мы тут о счастье беседуем. Ты вот, например, знаешь, что же такое в конце концов — счастье?

Волк удивился вопросу, однако приглашение принял и, кряхтя, влез на поленницу. Стал устраиваться поудобнее и едва не сел на Васечку.

—  Гляди-ка, полено как на человечка похоже! — воскликнул он.

—  А ты хоть и в рубашке, а человека даже отдалённо не напоминаешь, — обиделось «полено».

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"153923","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.