ЛИБРИО    

Читать "Писатель и авторское право: как защититься от плагиата (СИ)" - Бирюков Александр Николаевич - Страница 1 -

Писатель и авторское право: как защититься от плагиата

Александр Бирюков

Создали вы литературное произведение. Написали от руки или напечатали на компьютере, вывели на принтер. И вот – вы держите в руках стопку листов бумаги с вашим текстом. Вы дорожите своим произведением и опасаетесь, что какой-нибудь недобросовестный писатель или издатель опубликует вашу книгу под чужой фамилией, то есть совершит плагиат. Вы открываете Гражданский кодекс РФ и, читая четвёртую его часть, натыкаетесь на следующую статью, которая часто в комментариях к закону называется краеугольным камнем авторского права.

Вот эта статья, содержание которой больше всего будоражит умы авторов и которая является весьма сомнительной в плане её практического применения. Привожу пункты 3 и 4 статьи 1259, в которых и заключена вся соль авторских перипетий.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Иными словами, теоретически достаточно просто распечатать рукопись с вашей фамилией, и закон защитит ваш текст от любого посягательства. Не нужна ни публикация в издательстве или журнале, ни регистрация где бы то ни было. Всё очень просто и понятно.

Однако сразу возникает вопрос: как применять эту простенькую до примитивности статью на практике? Как доказать, что рукопись появилась не вчера, а десять лет назад? К сожалению, буква закона оставляет нас наедине с нашими домыслами.

Вот самая частая ситуация, которую приводят авторы в качестве примера совершенной бесполезности в правоприменительной практике вышеуказанной статьи.

Допустим, написал И. И. Иванов в 2006 году книгу. В точности следуя букве закона и полагаясь на его справедливость, автор на обложке написал: И. И. Иванов, 2006. Всё. Требование закона полностью выполнено: произведение создано, существует в объективной форме, на экземпляре произведения помещены фамилия автора и дата создания произведения. Живёт Иванов и радуется: авторские права надёжно защищены. Даёт друзьям и знакомым читать рукопись, принимает отзывы и комментарии. И вдруг в 2009 году обнаруживает в магазине свой собственный текст, опубликованный под фамилией известного автора Петрова. Иванов подаёт в суд на Петрова, но не тут-то было: судья не верит тому, что Иванов написал текст в 2006 году. Он считает, что Иванов просто хочет получить славу Петрова, переписав его книгу на листы и указав более ранний год. Этой же версии придерживается и Петров (кто бы сомневался!). К тому же Петров использует безапелляционный аргумент – « Я – сам Петров, гений и живой классик, которого знает вся страна, а истец – какой-то графоман Иванов, о котором никто никогда не слыхивал. Неужели вы верите, что я – Петров – стану воровать тексты у какого-то Иванова?!» Показания двух друзей Иванова судью не убеждают: слова заинтересованных людей против неопровержимого доказательства – изданной, зарегистрированной и упомянутой во множестве документов книги. К тому же против двух друзей Иванова пришли десять свидетелей в пользу Петрова.

Ситуация в примере вовсе не надуманная, а вполне реальная. Вот какую злую шутку может сыграть с нами слепая вера в чудодейственную силу статьи 1259 ГК РФ. К тому же многие комментарии к кодексу указывают, что фамилия автора и год первой публикации сами по себе имеют только информационное значение и указывает лишь на то, что этот человек считает себя автором произведения, а не является таковым; основания, согласно которым человек делает вывод о своём авторстве, должны быть подтверждены иными доказательствами (наличием авторских договоров и т.д.).

Поэтому более правильным будет защита авторских прав таким способом, который давал бы человеку, написавшему текст, доказательства авторства произведения.

Способы практической защиты авторских прав основываются на главном принципе: дата создания (опубликования) произведения должна быть представлена в таком виде, который делал бы невозможным её изменение автором на более раннюю. Вот несколько способов:

1. Регистрация, осуществляемая Российским авторским обществом ( РАО) или филиалом РАО, которое выдаёт свидетельство, подтверждающее дату и факт регистрации. Свидетельство имеет информационное, а не правоустанавливающее значение, иными словами, используется скорее в качестве метода психологического давления, нежели как документ, однозначно устанавливающий ваше авторство.

2. Издание произведения любым способом: в журнале, сборнике, альманахе, в виде отдельной книги за деньги издательства, спонсора или за свои средства. Лучше, чтобы книга имела шифр ISBN, т.е. была зарегистрирована в Книжной палате РФ.

3. Размещение произведения на сайте, где указывается дата и время размещения текста и у автора нет администраторских прав, которые позволяли бы изменить дату и время размещения на более ранние. Лучше для надёжности выкладывать текст на несколько сайтов. Кроме того, некоторые сайты, в частности проза.ру и стихи.ру при размещении текста формируют электронное свидетельство о публикации, которое можно скачать. В свидетельстве есть текст произведения, причём изменить этот текст в самом свидетельстве невозможно, даже если автор будет редактировать произведение на сайте. Тоже имеет информационное значение.

Кстати, с точки зрения закона размещение текста в интернете является не публикацией, а лишь обнародованием произведения. Пункт 1 статьи 1268 ГК РФ гласит:

" Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения".

Таким образом, опубликование может быть только в материальной форме, тогда как обнародование - в любом.

4. Отправка себе же по почте заказным письмом с описью вложения нескольких экземпляров распечатанного текста, причём каждый экземпляр должен быть запечатан в отдельный конверт. После получения писем необходимо хранить их в нераспечатанном виде. Почтовый штемпель на нераспечатанном конверте является содержит дату, которая послужит автору доказательством в суде. Имеет информационное, а не правоустанавливающее значение.

5. Также приходилось слышать о регистрации произведений у нотариуса, но после беседы с несколькими нотариусами выяснилось, что они никогда не слышали о такой процедуре и не знают, как её осуществлять. Комментарии к ГК говорят, что не существует единого механизма нотариальной защиты авторских прав, поэтому, скорее всего, такой способ также не имеет правоустанавливающего значения.

6. В примере, приведённом выше (об Иванове и Петрове), возможно, помогла бы графологическая экспертиза. Однако подкупить одного эксперта гораздо легче, чем изменить дату издания книги или её регистрации в Книжной палате. К тому же хорошо, если разница в датах написания и плагиата составляет лет 10. А если речь идёт о паре месяцев или даже недель?

7. Комментарии к ГК в качестве доказательств авторства приводят также показания свидетелей и объяснения третьих лиц, но надо полагать, что у другой стороны тоже найдутся свидетели и третьи лица.

Таким образом, большая часть из способов практической защиты авторского права имеет лишь информационное значение. Самым веским доказательством является изданная книга: она представляет собой опубликованное произведение, упомянута в документации издательств (вещественные доказательства), зарегистрирована в Книжной палате (ISBN). Если издательство публикует вашу книгу за свои средства, то к перечню доказательств добавляется авторский договор.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"154749","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.