ЛИБРИО    

Читать "Современные лекарственные средства для детей" - Парийская Тамара Владимировна, Половинко Андрей Евгеньевич, Борисова Ольга Алексеевна - Страница 1 -

Парийская Т. В., Борисова О. А., Половинко А. Е

Современные лекарственные средства для детей

Предисловие

В современной медицинской практике используется огромное количество различных лекарственных препаратов, многие из которых с успехом применяются в педиатрии.

В последнем издании наиболее известного справочника по лекарственным средствам М. Д. Машковского дано описание более 1500 основных лекарственных препаратов. Разобраться в таком обилии лекарств, учесть их терапевтические возможности, побочные эффекты, совместимость между собой, противопоказания к их применению – довольно сложная задача даже для опытного клинициста. Особые трудности при этом испытывает педиатр, которому приходится решать вопрос не только рационального выбора препарата, но и назначить его в возрастной дозе, с учетом особенностей реактивности детского организма и индивидуальных особенностей ребенка.

Данный справочник предназначен для врачей-педиатров, врачей общей практики и всех тех медицинских работников, которые имеют дело с детьми. Содержащиеся в нем сведения помогут врачу сделать рациональный выбор лекарственных препаратов для использования их как с лечебной, так и с профилактической целью.

Сложность выбора лекарственного препарата осложняется в настоящее время и его стоимостью. Многие молодые семьи, имеющие детей, не всегда располагают необходимыми средствами для покупки дорогостоящих лекарств. Врач, назначая тот или иной препарат, должен оценить и этот аспект проблемы.

Необходимо помнить, что большинство зарубежных препаратов значительно дороже аналогичных препаратов, выпускаемых в России, в то же время эффективность большинства отечественных препаратов не уступает зарубежным.

Назначая комплекс лекарственных препаратов, врач должен тщательно оценить не только непосредственное воздействие каждого из них на организм больного, но и действие их сочетания, при котором лечебный эффект может усиливаться или ослабляться. Неправильно подобранные смеси и дозы лекарств могут вызвать отравление. По данным Санкт- Петербургского межрегионального центра по лечению острых отравлений, за последние 30 лет среди госпитализированных больных первое место занимают пациенты с острыми отравлениями смесями лекарств ( Г. А. Ливанов и др., 2002).

В справочнике представлены наиболее необходимые и часто употребляемые лекарственные средства в педиатрической практике.

Справочник состоит из двух разделов.

В первом разделе дана общая характеристика групп лекарственных веществ, описана их фармакодинамика.

Во втором разделе приводятся описания отдельных препаратов, форма их выпуска, лечебные свойства, показания к применению, возрастные дозы, побочные эффекты, противопоказания к их назначению, условия и сроки хранения.

Фармакологические справочники для врачей-педиатров издаются редко, в то же время потребность в таком издании очень велика.

Авторы надеются, что справочник будет полезен врачам, и с благодарностью примут критические замечания и пожелания читателей.

Характеристика основных групп лекарственных средств

Витамины и минеральные вещества

Витамины (от лат. vita – жизнь) – группа органических соединений разнообразной химической природы, необходимых человеку в очень малых количествах, но имеющих огромное значение для нормальной жизнедеятельности. Основное количество необходимых витаминов поступает в организм ребенка с пищей (экзогенный источник витаминов). Дополнительным источником обеспечения организма витаминами является эндогенный биосинтез некоторых из них в кишечнике, печени, коже.

Потребность ребенка в витаминах зависит от возраста, уровня физических и умственных нагрузок, характера питания и других факторов.

Потребность в витаминах у детей (в единицах на 1 кг массы тела) значительно больше, чем у взрослых, что объясняется более интенсивным обменом веществ в организме ребенка.

Таблица 1. Суточная потребность здоровых детей в витаминах

Если витамины поступают в организм в недостаточном количестве, развивается состояние гиповитаминоза или авитаминоза. Причинами витаминной недостаточности у детей являются:

● Недоношенность, так как в конце внутриутробного периода в печени плода создается депо для некоторых витаминов (A, D, E). Преждевременные роды лишают ребенка возможности «создать» эти запасы.

● Неправильно проводимое искусственное или смешанное вскармливание, несвоевременное введение прикорма, овощных и фруктовых соков. В коровьем молоке содержится недостаточно витаминов D, E, C (особенно зимой).

● Инфекционные заболевания резко повышают потребность организма в витаминах.

● Заболевания желудочно-кишечного тракта сопровождаются нарушением нормального всасывания витаминов, поступающих с пищей. Кроме того, возможно развитие эндогенного гиповитаминоза, прежде всего витаминов группы B, в результате нарушения синтеза витаминов в кишечнике при приеме сульфаниламидных препаратов и антибиотиков, воздействующих на кишечную флору.

● Глистная инвазия.

Витамины делят на жирорастворимые и водорастворимые. К первым относятся: витамины А, D, Е и К; ко вторым – В1, В2, В6, В12, В15, Вс, РР, С, Р, V.

Витаминные препараты применяются как для профилактики заболеваний, так и с лечебной целью.

Многие витамины назначаются детям для повышения общей реактивности организма, повышения сопротивляемости инфекциям (витамины C, группы B). Витамин D назначается для профилактики и лечения рахита. При анемии назначают витамины B6, B12, фолиевую кислоту.

При назначении детям витаминов с лечебной целью необходимо соблюдать определенные условия и правила:

● В связи с тем что витамины обладают высокой биологической активностью, назначать их нужно по строгим показаниям с обоснованием суточной и курсовой дозы. Например, суточная доза витамина D для лечения рахита I степени у доношенного ребенка составляет 5000 МЕ в течение 30–45 дней, при рахите II степени в период разгара заболевания суточная доза составляет 10 000—15 000 МЕ, курсовая доза – 600 000–800 000 МЕ.

● Витамины с лечебной целью обычно назначаются в тех случаях, когда ребенок принимает другие фармакотерапевтические средства, которые могут разрушить или инактивировать витамины. Так, при приеме внутрь антибиотиков и сульфаниламидных препаратов нарушается синтез некоторых витаминов (B1, B2, B6, Bc, B12, K) бактериями кишечника, что способствует развитию эндогенного гиповитаминоза. Следовательно, при назначении больному ребенку внутрь антибиотиков и сульфаниламидов надо одновременно назначить комплекс витаминов группы B.

● При приеме витаминов возможны аллергические реакции. Наиболее часто аллергическая реакция возникает на введение витамина B1 и проявляется в виде крапивницы, кожного зуда, отека Квинке, но могут возникнуть и более тяжелые осложнения – удушье, анафилактический шок.

● Прием витаминов в больших дозах может вызвать интоксикацию. Под влиянием больших доз аскорбиновой кислоты иногда возникают беспокойство, бессонница, головная боль, тошнота, рвота, повышается артериальное давление.

● Витамин D в больших дозах обладает токсическим действием, которое проявляется у детей с высокой чувствительностью к этому препарату. Признаками развития гипервитаминоза D являются: снижение аппетита, рвота, запоры, задержка прибавки в весе или снижение массы тела, изменения в анализах мочи. При первых признаках гипервитаминоза D немедленно отменяют препараты витамина D и кальция и назначают витамины A, E, C.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"158109","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.