ЛИБРИО    

Читать "Поиски графских сокровищ" - Смирнов Михаил Александрович - Страница 1 -

Михаил Смирнов

Поиски графских сокровищ

Повесть

Глава 1

—  Санек, Славка! — к скамейке, где сидели в расстегнутых рубашках двое крепких пареньков, подошел Сергей: худощавый, с хулиганистым выражением на лице, постоянно шмыгающий носом, в стареньких штанах, пузырястых на коленях и рубашке, с латками на локтях. — Слышь, братаны, пойдем со мной в подвал?

—  Отстань, — щурясь от яркого солнечного света, процедил сквозь зубы Саша, — не видишь, что загораем? Чего тебя в подвал понесло? Лучше собирайся на речку. Глянь, какая погода…

—  А-а-а, мамка замучила! Взбрело ей в голову сундук передвинуть. Нашла Геракла, — заворчал Сергей. — Помогите его перетащить, а потом на Сурень сбегаем. Пошли, мужики. Славка, а у нас еще огурцы в бочке остались. Погрызем…

Саша переглянулся со Славиком, который встрепенулся, услышав об огурцах. Огурцы… Таких, как делала тетя Нина, больше нигде не попробуешь. Небольшие, пупырчатые, с привкусом укропа, каких-то листьев и кореньев, хрустящие на зубах, они вызывали такой аппетит, что Славик быстро поднялся со скамейки.

—  Айда, что стоять-то? — сказал он, потягиваясь и обнажая крепкие мускулы. — Живее! Но с уговором, Серега. Будем хрумкать до тех пор, пока не надоест. Правильно, Санек?

—  Не-е-ет, я много не буду, — нахмурился Саша и, наклонив голову, начал быстро спускаться в темный подвал, — в прошлый раз объелся. Хватит. Серега, шагай впереди, а то мы лбы в темноте порасшибаем.

Он почувствовал, как мимо него прошмыгнул Сергей и, чиркая спичками, повел их по узким коридорам в дальний конец, где у них был построен бокс для хранения бочек с соленьями, банок с вареньем и всякого ненужного барахла.

После уличной жары они поеживались от холодного влажного воздуха, дожидаясь, пока Сергей откроет все запоры и включит рубильник. И лишь после этого вошли внутрь бокса, освещенного тусклым светом запыленной лампочки.

—  Вот сюда его нужно перетащить, — шмыгнув носом, показал в угол Сергей, — а бочки поставить на освободившиеся место.

Саша и Славик подошли к большому, крепко сбитому сундуку, запертому на старый висячий замок.

Славик присел, ухватился за угол, закряхтел от напряжения и хотел приподнять.

—  Слышь, Серый, что в нем у вас? Кирпичи что ли храните?

—  Не-а, — снова шмыгнул носом Сергей. — Это бабкин сундук. Пока была жива, так к нему никого не подпускала. На него спать ложилась. А померла, так мы его сюда перетащили, чтобы дома место не занимал.

—  Что в нем? — опять спросил Славик. — Не иначе, как золото хранила бабка, если так охраняла.

—  Скажешь, не подумавши. Ну ее… Всяко-разный хлам берегла после деда и своих предков-куркулей. Мельком видел один раз, когда бабка его открывала. Ерунда! — пробурчал Сергей. — Предки виноваты, что мы в эту глухомань попали. Сбежали после Февральской революции. А то бы я щас по Москве-столице разгуливал…

—  Ты откуда знаешь, что удрали? — с интересом взглянули на него братья.

—  Слышал, как бабка рассказывала мамке и что-то ей показать хотела, а та отмахнулась, сказала, что из ума выжила старая, — сказал Сергей, поддернув сползающие штаны.

Саша помнил бабушку Сергея. Высокая, статная, с худощавым лицом и носом с горбинкой — за глаза ее называли «ястребом», — с темными пронзительными глазами, она всегда хмуро смотрела на братьев, когда те заходили к Сергею. Сразу разворачивалась и скрывалась в своей комнате, садилась у окна и что-то начинала вышивать, взяв в руки пяльцы.

Поднатужившись, они со скрежетом сдвинули с места сундук и рывками, понемногу, стали его передвигать в другой угол, делая перерывы для отдыха. Перепачкавшись в пыли, старой грязной паутине, взмокшие от пота, с трудом придвинули его к противоположной стене.

—  Фу-у-у! — вздохнул облегченно Славик, вытирая крупные капли пота и размазывая по лицу прилипшую паутину. — Ну, Серый, ты от нас огурцами не отделаешься! Буду жевать все, что твоя матушка наготовила на зиму. Понял? Мне полезны витаминчики для тренировок. И чтобы с дачи нам яблок побольше привез. Понятно, куркуль?

—  Хорошо, хорошо, — пробурчал Сергей, отряхиваясь от пыли. — Как ты можешь столько есть?

—  Ха! Потаскай железки на тренировках, потом узнаешь. Да, Саня? — рассмеялся Славик. — Слона готов съесть, а не то что ваши огурчики-помидорчики.

Он обтер руку о висевшую телогрейку, открыл бочку, пошарил в ней, достал пупырчатый огурец и с аппетитом захрустел им, усевшись на ящик, стоявший на полу.

Отряхнув с одежды пыль, Саша внимательно с любопытством начал рассматривать старинный сундук. Дубовый, потемневший от времени, окованный толстыми металлическими полосами с крупными клепками, узорчатой щеколдой и висячим замком, он казался неприступным, как сейф, что стоял у матери в кабинете.

—  Серый, — он повернулся к ребятам, сидевшим у стены, — а что в нем хранится? Что-то слишком тяжелый. Еле сдвинули втроем.

—  Не знаю, — отмахнулся Сергей и вытер нос рукавом. — Бабка запрещала в него заглядывать, а мне это и не нужно. За всю жизнь натолкала туда всякой ерунды. Хотели вообще выкинуть на свалку, да мамка не разрешила. Память! — произнес он ехидным голосом.

—  Давай посмотрим? — разгорелся Саша. — Может, что интересное в нем найдем. Славка, помнишь, как в школьном музее у Пал Матвеича были? Ух, шикарно!

—  Ишь, губы раскатал — посмотрим! — проворчал Сергей. — Вон какой замочище висит, а ключей от него нет. Мамка их так и не смогла найти, куда бабка спрятала. Отец хотел замок сломать, а потом забыл. С тех пор так и стоит в боксе.

—  Ха, тоже мне нашел проблему! — поднялся с ящика Славик. — Пять секунд и клад в наших руках. Понял, Серый? Где твой батя хранит инструменты? Дай-ка их мне…

Приподнявшись на цыпочки, Сергей стащил с полки небольшой ящик и подал Славику.

Тот, недолго думая, вытряхнул из него все на пол. Присел и начал рассматривать инструменты, одни откладывая в сторону, а другие откидывал ближе к сундуку. Затем выбрал несколько гнутых гвоздей разной величины и, поднявшись, подошел к ребятам.

—  Ну-ка, отойдите! Не загораживайте мне свет, — сказал он, взглянув на тускло горевшую лампочку. — Так, нужно подумать…

Он присел около сундука, взялся рукой за замок, стараясь его развернуть, и стал внимательно рассматривать отверстие для ключа. Затем сунул туда гвоздь, начал медленно его поворачивать внутри, прислушиваясь к звукам. Потом вытащил, отбросил его в сторону и взял другой — потолще, расплющил кончик и опять стал ковыряться в замке.

Сергей с Сашей смотрели на него, затаив дыхание.

Бормоча под нос, Славик старался что-то зацепить гвоздем, но слышался щелчок и он снова начинал все сначала.

—  Серый, у твоего бати есть машинное масло? — хрипло спросил он, не оборачиваясь.

—  Не знаю, Сань. Сейчас поищу, — сказал Сергей и начал руками шарить на полках среди всякого хлама. — Ага, масленку нашел! — закричал он, встряхнул ее, и они услышали, как внутри что-то забулькало.

—  Давай сюда, — не глядя, Славик протянул руку.

Залил в замок масло, немного подождал, засунул гвоздь и с усилием начал проворачивать его внутри. Раздался скрежет и замок открылся…

—  Ну, что я сказал? — Славик с превосходством посмотрел на брата и Сергея. — Пять секунд и все готово. Учитесь, пацаны, как работают медвежатники!

Ребята загалдели, стараясь оттолкнуть его в сторону.

Он ухватился за край крышки и, поднатужившись, открыл сундук. И тотчас протянул разочарованно:

—  Стоило из-за этого мучиться. Выбросить, чтобы место не занимало. Ха, клад!

Сказал, отошел к стене и присел на корточки.

—  Во-во, и я об этом говорил, — поддакнул ему Сергей, шмыгнув носом, — всякую ерунду бабка хранила. У них же все забрали, когда раскулачили. Прадеда сразу расстреляли, а деда не успели. Он в это время в горах прятался.

—  Ты откуда знаешь такие подробности? — спросил Саша, стоявший молча до этого времени.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"182772","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.