ЛИБРИО

Читать "100 знаменитых чудес света" - Ермановская Анна Эдуардовна - Страница 1 -

Рекомендуем: фильм (сериал) Перелетные птицы (Россия) - пересказ сюжета, спойлеры

Анна Эдуардовна Ермановская

100 знаменитых чудес света

1

Серия «100 знаменитых» основана в 2001 году

Автор и руководитель проекта

Дмитрий Таболкин

Художник-оформитель

О. Н. Иванова

.

Пещеры Стеркфонтейна – колыбель человечества

Мекка археологов – пещеры Стеркфонтейна, километрах в пятидесяти к северо-западу от Йоханнесбурга (провинция Гаутенг). Здесь учеными были найдены ископаемые останки самого древнего из всех известных звеньев в истории эволюции человека – африканского австралопитека. Возраст находки – примерно 2,3 миллиона лет.

Этот комплекс известняковых пещер занимает около пятисот квадратных километров. Пещеры круто уходят вниз, в темную глубину. Здесь тысячелетиями накапливались окаменелые кости доисторических животных. Открытия, сделанные в этих пещерах, вырывают из тьмы веков таинственную картину появления человека на Земле. Каждый снимаемый слой породы – страница в книге истории.

Яростные споры о происхождении человека начались больше ста лет назад, когда Чарлз Дарвин, опубликовав свою теорию происхождения видов, разделил цивилизованный мир на два непримиримых лагеря. Последователей Дарвина презирали, считая их варварами и язычниками, потому что они верили, что человек произошел от обезьяноподобного предка. Некоторые и сейчас придерживаются этого мнения, хотя большинство уже примирилось с тем, что сходство человека и высшими приматами не может быть чисто случайным. При этом Дарвин не утверждал, что человек произошел от человекообразной обезьяны. Он говорил, что анатомическое сходство между людьми и крупными человекообразными обезьянами позволяет предположить, что у них был далекий общий предок. Именно этого прародителя, это «недостающее звено» и стремятся найти антропологи.

Дарвин представлял себе недостающее звено не в виде существа, обладающего чертами и человека, и обезьяны, а скорее как животное меньших размеров, которое способно развиваться в любом из этих двух направлений. Поэтому он утверждал, что для восстановления родословного дерева человечества нужно вести поиски в древних отложениях и изучать пласты с окаменелыми скелетами и их отпечатками. Ученые-энтузиасты начали поиски ископаемых остатков во многих частях мира.

Одним из тех, кто искал недостающее звено, были голландский врач Эжен Дюбуа. Он решил, что скелет общего предка человека и обезьяны можно будет обнаружить в тропиках, поскольку их не коснулись ледники. Начав раскопки на Яве, Дюбуа в 1891 году обнаружил череп настолько примитивный, что трудно было решить, принадлежал ли он человеку или обезьяне. Лишь спустя год, найдя окаменелую бедренную кость существа, которое, очевидно, ходило в вертикальном положении, Дюбуа решил, что действительно открыл недостающее звено. Он назвал его питекантропом и предположил, что ему около трехсот тысяч лет.

В Китае два шведских геолога, доктор Гуннар Андерсон и доктор Биргер Волин, нашли зубы, осколки черепа и кости конечностей, по которым им удалось реконструировать еще один тип доисторического человека – так называемого синантропа, или пекинского человека. Останки еще одного древнего человека – неандертала – были обнаружены в нескольких местах в Европе и на Востоке.

В Сиваликских пещерах на севере Индии в отложениях 10—25-миллионолетней давности нашли несколько костей вымерших антропоидных обезьян – сивапитека и рамапитека. Поскольку питекантроп и синантроп определенно жили менее миллиона лет назад, вполне возможно, что именно этой, гораздо более древней сиваликской разновидности хватило времени для того, чтобы развиться по двум линиям – как человек и как обезьяна. От нее вполне могли произойти человекообразные обезьяны – орангутанг и гиббон в Азии, а также их «кузены» шимпанзе и горилла в Африке, которые могли переселиться в Китай, предоставив, таким образом, возможность родословному дереву человечества развиваться в Центральной Азии.

Теория о том, что именно Центральная Азия была колыбелью человечества, все еще имеет много сторонников, но более поздние находки в Восточной и Южной Африке привлекли внимание ученых к Черному континенту. Английский палеонтолог Хопвуд обнаружил в Восточной Африке остатки вымершей человекообразной обезьяны, которую он назвал проконсулом (по имени знаменитого в его время дрессированного шимпанзе). Кости ног ископаемого свидетельствуют, что эта обезьяна, по крайней мере непродолжительное время, могла передвигаться в вертикальном положении. Хопвуд посчитал проконсула предком дриопитека («древесной обезьяны») и человека. Наш предок 25 миллионов лет назад спустился с деревьев и, встав на две ноги, начал завоевывать землю. Он научился исследовать местность, где жил, изготавливать орудия и утварь. В процессе жизнедеятельности его мозгу приходилось постоянно решать все новые проблемы. Так начался процесс развития мозга, процесс, продолжающийся уже миллионы лет. Из всех обнаруженных ранее ископаемых человекообразных существ проконсул по своему внешнему виду и возрасту, пожалуй, находится ближе всего к тому времени, когда древесные обезьяны и человеческие существа начали развиваться каждый в своем направлении. Некоторые исследователи считают, что именно проконсул и есть тот прародитель, от которого развились шимпанзе и горилла, с одной стороны, и такие предки человека, как питекантроп, синантроп и неандерталец, – с другой.

Еще один известный ученый, доктор Лики, нашел следы доисторических существ близ озера Манади, к юго-западу от Найроби. В древних отложениях он наткнулся на каменные топоры, ручные рубила и скребки. Таким образом, древним высшим приматам понадобилось около двадцати пяти миллионов лет, чтобы стать homo sapiens (человеком разумным), то есть человеком верхнего палеолита.

В 1924 году южноафриканский ученый Реймонд Дарт из университета Витватерсранда нашел череп молодого австралопитека, названный им «ребенком Тонг». Поначалу его считали черепом обезьяны, но Дарт понял, что это новый, неизвестный ранее науке вид, один из далеких предков современного человека. Ученые считают, что «ребенку Тонг» на момент смерти было около трех лет. Это было существо ростом чуть более метра и весом около 20–24 кг. Объем его мозга составлял 340 см3. В начале 2006 года было объявлено, что «ребенок Тонг», вероятно, был убит орлом или другой крупной хищной птицей. Этот вывод сделали на основании сходства в повреждениях черепа и глазницы с повреждениями черепа современных приматов, убитых орлами. Прошло еще несколько лет, и даже оппоненты профессора Дарта признали, что его австралопитек и есть «недостающее звено».

Но вернемся к пещерам Стеркфонтейна. Пятнадцать лет здесь велись раскопки под руководством выходца из Эдинбурга доктора Роберта Брума, который в семьдесят лет стал сотрудником Трансваальского музея и, вооружившись динамитом, молотком и резцом, стал извлекать окаменелости из скальных пород. 18 апреля 1947 году он обнаружил почти целый череп дриопитека и прославился на весь мир. Вскоре он нашел поврежденную подвздошную кость того же самого скелета, который, как оказалось, принадлежал пятидесятилетней самке, умершей в пещере четверть миллиона лет назад. Ученые назвали ее плесиантропом, а пресса мгновенно окрестила «миссис Плес». Подвздошная кость вызвала много споров о том, мог ли дриопитек передвигаться на двух ногах в вертикальном положении. Наконец все согласились, что она совершенно не похожа на кость современного шимпанзе, но по форме и размерам очень напоминает кость бушмена. Сомнений больше не оставалось: этот дриопитек действительно ходил на двух ногах, как ходят сейчас люди.

Эти открытия подорвали теорию азиатского происхождения человека. Сейчас многие ученые убеждены, что именно Африка – колыбель человечества. Хотя, как считают некоторые ученые, переход человеческого рода от передвижения на четвереньках к ходьбе в вертикальном положении не обязательно должен был происходить в каком-то одном районе: древнейший первобытный человек вполне мог развиваться одновременно и в Азии, и в Африке, где географические и климатические условия почти одинаковы.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"202856","o":1}

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Читать "Училка недобитая (СИ)" - Анафест Ольга "Anafest" - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Училка недобитая ( С И)" - Анафест Ольга "Anafest" - бесплатно, без регистрации....

13 04 2021 21:17:30

Читать "Всемирная история без комплексов и стереотипов. Том 2" - Гитин Валерий Григорьевич - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Всемирная история без комплексов и стереотипов. Том 2" - Гитин Валерий Григорьевич - бесплатно, без регистрации....

12 04 2021 2:28:25

Читать "82-мм миномет 2Б14-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации" - Министерство обороны СССР - Страница 1 -

Читать книгу онлайн "82-мм миномет 2 Б14-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации" - Министерство обороны С С С Р - бесплатно, без регистрации....

11 04 2021 22:40:43

Читать "Разбитый на части (СИ)" - Славина Ольга "Mr. Loser" - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Разбитый на части ( С И)" - Славина Ольга "Mr. Loser" - бесплатно, без регистрации....

10 04 2021 14:31:24

Читать "Империя – I" - Фоменко Анатолий Тимофеевич, Носовский Глеб Владимирович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Империя – I" - Фоменко Анатолий Тимофеевич, Носовский Глеб Владимирович - бесплатно, без регистрации....

08 04 2021 0:53:35

Читать "Магия отступника" - Хобб Робин - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Магия отступника" - Хобб Робин - бесплатно, без регистрации....

07 04 2021 7:34:45

Читать "Предпоследняя истина" - Дик Филип Киндред - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Предпоследняя истина" - Дик Филип Киндред - бесплатно, без регистрации....

06 04 2021 13:54:16

Читать "Особые поручения" - Дакар Даниэль - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Особые поручения" - Дакар Даниэль - бесплатно, без регистрации....

05 04 2021 5:21:34

Читать "Британские сказки. Домовой из Хилтона" - Автор Неизвестен - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Британские сказки. Домовой из Хилтона" - Автор Неизвестен - бесплатно, без регистрации....

04 04 2021 22:32:12

Читать "Собрание сочинений в десяти томах. Том 1" - Толстой Алексей Николаевич - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Собрание сочинений в десяти томах. Том 1" - Толстой Алексей Николаевич - бесплатно, без регистрации....

03 04 2021 22:29:28

Читать "Практика вольных путешествий" - Кротов Антон Викторович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Практика вольных путешествий" - Кротов Антон Викторович - бесплатно, без регистрации....

02 04 2021 16:29:16

Читать "Большая кулинарная книга республик СССР" - Нестерова Дарья Владимировна - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Большая кулинарная книга республик С С С Р" - Нестерова Дарья Владимировна - бесплатно, без регистрации....

01 04 2021 17:50:53

Читать "Сказки и легенды" - Деккер Эдуард Дауэс "Мультатули" - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Сказки и легенды" - Деккер Эдуард Дауэс " Мультатули" - бесплатно, без регистрации....

31 03 2021 5:58:18

Читать "Прокурор бросает вызов" - Гарднер Эрл Стенли - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Прокурор бросает вызов" - Гарднер Эрл Стенли - бесплатно, без регистрации....

30 03 2021 1:43:23

Читать "Красный свет" - Брин Дэвид - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Красный свет" - Брин Дэвид - бесплатно, без регистрации....

29 03 2021 18:51:15

Читать "Фуршет с трагическим финалом" - Алешина Светлана - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Фуршет с трагическим финалом" - Алешина Светлана - бесплатно, без регистрации....

28 03 2021 10:58:24

Читать "Обиду смывают не кровью... (СИ)" - Погадаев Владислав - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Обиду смывают не кровью... ( С И)" - Погадаев Владислав - бесплатно, без регистрации....

27 03 2021 11:31:13

Читать "Пословицы и поговорки" - Сысоев В. Д. - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Пословицы и поговорки" - Сысоев В. Д. - бесплатно, без регистрации....

26 03 2021 1:18:12

Читать ""Прости, любимая, так получилось..." (СИ)" - "Ключница Варвара" - Страница 1 -

Читать книгу онлайн "" Прости, любимая, так получилось..." ( С И)" - " Ключница Варвара" - бесплатно, без регистрации....

25 03 2021 9:14:12

Читать "Необыкновенные приключения Арбузика и Бебешки" - Скобелев Эдуард Мартинович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Необыкновенные приключения Арбузика и Бебешки" - Скобелев Эдуард Мартинович - бесплатно, без регистрации....

24 03 2021 2:52:25

Читать "Литература и Интернет, или Кто более матери-филологии ценен" - Алексеев Вячеслав, Кузнецова Алла, Ашкинази Леонид Александрович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Литература и Интернет, или Кто более матери-филологии ценен" - Алексеев Вячеслав, Кузнецова Алла, Ашкинази Леонид Александрович - бесплатно, без регистрации....

23 03 2021 10:13:56

Читать "Без шансов на успех (ЛП)" - Винтерс Джаннетт - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Без шансов на успех ( Л П)" - Винтерс Джаннетт - бесплатно, без регистрации....

22 03 2021 22:29:20

Читать "Два слона в посудной лавке" - Артамонова Елена Вадимовна - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Два слона в посудной лавке" - Артамонова Елена Вадимовна - бесплатно, без регистрации....

21 03 2021 16:45:37

Читать "Лилипут — сын Великана (с иллюстрациями)" - Иванов Альберт Анатольевич - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Лилипут — сын Великана (с иллюстрациями)" - Иванов Альберт Анатольевич - бесплатно, без регистрации....

20 03 2021 10:21:42

Читать "Один твой взгляд" - Джоансен Айрис - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Один твой взгляд" - Джоансен Айрис - бесплатно, без регистрации....

19 03 2021 14:30:14

Читать "Тайная история Леонардо да Винчи" - Данн Джек - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Тайная история Леонардо да Винчи" - Данн Джек - бесплатно, без регистрации....

18 03 2021 17:12:39

Читать "Кицур Шулхан Арух" - Ганцфрид Шломо бен Йосеф - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Кицур Шулхан Арух" - Ганцфрид Шломо бен Йосеф - бесплатно, без регистрации....

17 03 2021 3:53:31

Читать "Новый Дозор" - Лукьяненко Сергей Васильевич - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Новый Дозор" - Лукьяненко Сергей Васильевич - бесплатно, без регистрации....

16 03 2021 10:17:22

Читать "Trip" - Факофский Дмитрий - Страница 1 -

Читать книгу онлайн "Trip" - Факофский Дмитрий - бесплатно, без регистрации....

15 03 2021 7:44:17

Читать "Великая мать любви" - Лимонов Эдуард Вениаминович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Великая мать любви" - Лимонов Эдуард Вениаминович - бесплатно, без регистрации....

14 03 2021 10:55:36

Читать "Книга откровений" - Томсон Руперт - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Книга откровений" - Томсон Руперт - бесплатно, без регистрации....

13 03 2021 6:40:19

Читать "Сотни тысяч недолюдей (СИ)" - "Синяя Птица" -

Читать книгу онлайн " Сотни тысяч недолюдей ( С И)" - " Синяя Птица" - бесплатно, без регистрации....

12 03 2021 15:11:11

Читать "Николка и балаган" - Скобелев Эдуард Мартинович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Николка и балаган" - Скобелев Эдуард Мартинович - бесплатно, без регистрации....

11 03 2021 23:22:13

Читать "Черный ярл.Трилогия" - Иващенко Валерий В. - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Черный ярл. Трилогия" - Иващенко Валерий В. - бесплатно, без регистрации....

10 03 2021 10:13:25

Читать "45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя" - Батырев Максим - Страница 1 -

Читать книгу онлайн "45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя" - Батырев Максим - бесплатно, без регистрации....

09 03 2021 11:58:13

Читать "Марш Теней" - Уильямс Тэд - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Марш Теней" - Уильямс Тэд - бесплатно, без регистрации....

08 03 2021 10:56:49

...

06 03 2021 15:17:11

Читать "Обнимите своих клиентов. Практика выдающегося обслуживания" - Митчелл Джек - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Обнимите своих клиентов. Практика выдающегося обслуживания" - Митчелл Джек - бесплатно, без регистрации....

05 03 2021 6:28:49

Читать "Путь жизни" - Толстой Лев Николаевич - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Путь жизни" - Толстой Лев Николаевич - бесплатно, без регистрации....

04 03 2021 12:54:29

Читать "Оружие христианского воина" - Роттердамский Эразм (Дезидерий) - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Оружие христианского воина" - Роттердамский Эразм ( Дезидерий) - бесплатно, без регистрации....

03 03 2021 14:55:28

Читать "Вадим" - Пушкин Александр Сергеевич -

Читать книгу онлайн " Вадим" - Пушкин Александр Сергеевич - бесплатно, без регистрации....

02 03 2021 1:28:16

Читать "История государства Российского. Том VIII" - Карамзин Николай Михайлович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " История государства Российского. Том VIII" - Карамзин Николай Михайлович - бесплатно, без регистрации....

01 03 2021 23:37:35

Читать "Exit" - Долгопят Елена - Страница 1 -

Читать книгу онлайн "Exit" - Долгопят Елена - бесплатно, без регистрации....

28 02 2021 15:35:11

Читать "Гигабайты власти" - Берд Киви - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Гигабайты власти" - Берд Киви - бесплатно, без регистрации....

27 02 2021 12:59:49

Читать "Приключения послушного Владика" - Добряков Владимир Андреевич - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Приключения послушного Владика" - Добряков Владимир Андреевич - бесплатно, без регистрации....

26 02 2021 14:27:32

Читать "Пытливый странник" - Голубев Глеб Николаевич - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Пытливый странник" - Голубев Глеб Николаевич - бесплатно, без регистрации....

25 02 2021 1:22:48

Читать "За Дунаем" - Цаголов Василий Македонович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " За Дунаем" - Цаголов Василий Македонович - бесплатно, без регистрации....

24 02 2021 19:41:40

Читать "Искушение" - Деверо Джуд - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Искушение" - Деверо Джуд - бесплатно, без регистрации....

23 02 2021 7:45:21

Читать "Цирк (СИ)" - Костина Ульяна "Разфанкос" -

Читать книгу онлайн " Цирк ( С И)" - Костина Ульяна " Разфанкос" - бесплатно, без регистрации....

22 02 2021 14:31:23

Читать "Я, инквизитор. Башни до неба (ЛП)" - Пекара Яцек - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Я, инквизитор. Башни до неба ( Л П)" - Пекара Яцек - бесплатно, без регистрации....

21 02 2021 4:24:12

Читать "В первый раз" - Автор Неизвестен - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " В первый раз" - Автор Неизвестен - бесплатно, без регистрации....

20 02 2021 9:58:59

Читать "Врачебные предписания" - Дуэйн Диана - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Врачебные предписания" - Дуэйн Диана - бесплатно, без регистрации....

19 02 2021 15:37:18

Читать "Личный тренер (СИ)" - Пахоленко Татьяна Александровна - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Личный тренер ( С И)" - Пахоленко Татьяна Александровна - бесплатно, без регистрации....

18 02 2021 16:41:11

Читать "Без пяти минут любовь" - Рид Мишель - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Без пяти минут любовь" - Рид Мишель - бесплатно, без регистрации....

17 02 2021 22:35:31

Читать "Сердцеед (ЛП)" - Ховард Линда - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Сердцеед ( Л П)" - Ховард Линда - бесплатно, без регистрации....

16 02 2021 9:34:45

Читать "Стервятник ждать умеет" - Чейз Джеймс Хедли - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Стервятник ждать умеет" - Чейз Джеймс Хедли - бесплатно, без регистрации....

15 02 2021 23:40:10

Читать "Поверить в мечту (СИ)" - Чиркова Вера Андреевна - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Поверить в мечту ( С И)" - Чиркова Вера Андреевна - бесплатно, без регистрации....

14 02 2021 19:36:51

Читать "Человек в проулке" - Честертон Гилберт Кийт - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Человек в проулке" - Честертон Гилберт Кийт - бесплатно, без регистрации....

13 02 2021 14:28:22

Читать "Болезни овец и коз" - Дорош Мария - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Болезни овец и коз" - Дорош Мария - бесплатно, без регистрации....

12 02 2021 13:29:32

Читать "Мандалы и афоризмы на исполнение желаний" - Пилипенко Е. - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Мандалы и афоризмы на исполнение желаний" - Пилипенко Е. - бесплатно, без регистрации....

11 02 2021 21:46:52

Читать "Путь самурая" - Щепетнов Евгений - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Путь самурая" - Щепетнов Евгений - бесплатно, без регистрации....

10 02 2021 19:21:13

Читать "Кремлевская диета. 200 вопросов и ответов" - Черных Евгений - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Кремлевская диета. 200 вопросов и ответов" - Черных Евгений - бесплатно, без регистрации....

09 02 2021 1:39:14

Читать "Хэллоуин" - Азимов Айзек -

Читать книгу онлайн " Хэллоуин" - Азимов Айзек - бесплатно, без регистрации....

08 02 2021 21:31:19

Читать "Токсимерский оскал" - Маркелов Олег Владимирович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Токсимерский оскал" - Маркелов Олег Владимирович - бесплатно, без регистрации....

07 02 2021 2:47:20

Читать "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки" - Автор Неизвестен - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки" - Автор Неизвестен - бесплатно, без регистрации....

06 02 2021 11:31:56

Читать "Коля и перочинный ножик" - Котовщикова Аделаида Александровна - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Коля и перочинный ножик" - Котовщикова Аделаида Александровна - бесплатно, без регистрации....

05 02 2021 20:48:14

Читать "Loop" - Шаповаленко Денис - Страница 1 -

Читать книгу онлайн "Loop" - Шаповаленко Денис - бесплатно, без регистрации....

04 02 2021 19:42:14

Читать "Лечебное питание. Диета по группе крови" - Кашин Сергей Павлович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Лечебное питание. Диета по группе крови" - Кашин Сергей Павлович - бесплатно, без регистрации....

03 02 2021 19:33:18

Читать "Тайны и загадки Древнего Египта (СИ)" - Калифулов Николай Михайлович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Тайны и загадки Древнего Египта ( С И)" - Калифулов Николай Михайлович - бесплатно, без регистрации....

01 02 2021 6:13:31

Читать "The Hobbit / Хоббит. 10 класс" - Толкин Джон Рональд Руэл, Загородняя И. Б. - Страница 1 -

Читать книгу онлайн "The Hobbit / Хоббит. 10 класс" - Толкин Джон Рональд Руэл, Загородняя И. Б. - бесплатно, без регистрации....

31 01 2021 20:29:16

Читать "История государства Российского. Том IV" - Карамзин Николай Михайлович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " История государства Российского. Том IV" - Карамзин Николай Михайлович - бесплатно, без регистрации....

30 01 2021 16:39:34

Читать "Меньше пафоса, господа!" - Раневская Фаина Георгиевна - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Меньше пафоса, господа!" - Раневская Фаина Георгиевна - бесплатно, без регистрации....

29 01 2021 11:42:25

Читать "Неожиданный визит" - Бейтс Ноэль - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Неожиданный визит" - Бейтс Ноэль - бесплатно, без регистрации....

28 01 2021 19:17:23

Читать "Буря начинается" - Диббен Дэмиан - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Буря начинается" - Диббен Дэмиан - бесплатно, без регистрации....

26 01 2021 19:10:57

Читать "Похитители" - Крамной Николай - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Похитители" - Крамной Николай - бесплатно, без регистрации....

25 01 2021 15:30:12

Читать "Шпионы и осведомители на скамье свидетелей" - Притт Деннис Ноэль - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Шпионы и осведомители на скамье свидетелей" - Притт Деннис Ноэль - бесплатно, без регистрации....

24 01 2021 15:17:34

Читать "Китайское исследование: обновленное и расширенное издание. Классическая книга о здоровом питании" - Кэмпбелл Колин - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Китайское исследование: обновленное и расширенное издание. Классическая книга о здоровом питании" - Кэмпбелл Колин - бесплатно, без регистрации....

23 01 2021 19:28:42

Читать "Любовь Дикаря (ЛП)" - Беннетт Сойер - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Любовь Дикаря ( Л П)" - Беннетт Сойер - бесплатно, без регистрации....

22 01 2021 21:29:53

Читать "Говорит Сет. Вечная реальность души. Часть 1" - Робертс Джейн - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Говорит Сет. Вечная реальность души. Часть 1" - Робертс Джейн - бесплатно, без регистрации....

21 01 2021 4:34:50

Читать "Меч королів" - Батурин Сергій (UK) - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Меч королів" - Батурин Сергій (UK) - бесплатно, без регистрации....

20 01 2021 14:45:30

Читать "Плоды страсти" - Пеннак Даниэль - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Плоды страсти" - Пеннак Даниэль - бесплатно, без регистрации....

19 01 2021 19:44:15

Читать "Время-судья" - Полякова Татьяна Викторовна - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Время-судья" - Полякова Татьяна Викторовна - бесплатно, без регистрации....

18 01 2021 4:59:54

Читать "Сокровенное сказание Монголов" - Эпосы, легенды и сказания - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Сокровенное сказание Монголов" - Эпосы, легенды и сказания - бесплатно, без регистрации....

17 01 2021 18:30:48

Читать "Ромео и Джульетта" - Шекспир Уильям - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Ромео и Джульетта" - Шекспир Уильям - бесплатно, без регистрации....

16 01 2021 0:35:14

Читать "Лучшие рецепты наливок и настоек" - Кашин Сергей Павлович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Лучшие рецепты наливок и настоек" - Кашин Сергей Павлович - бесплатно, без регистрации....

15 01 2021 8:14:54

Читать "215 рецептов для здоровья костей и зубов" - Синельникова А. А. - Страница 1 -

Читать книгу онлайн "215 рецептов для здоровья костей и зубов" - Синельникова А. А. - бесплатно, без регистрации....

14 01 2021 20:19:45

Читать "Стратегическое управление" - Ансофф Игорь - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Стратегическое управление" - Ансофф Игорь - бесплатно, без регистрации....

13 01 2021 12:17:39

Читать "Рассказ предка. Паломничество к истокам жизни" - Докинз Ричард - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Рассказ предка. Паломничество к истокам жизни" - Докинз Ричард - бесплатно, без регистрации....

12 01 2021 11:35:37

Читать "Машенька" - Логинов Святослав Владимирович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Машенька" - Логинов Святослав Владимирович - бесплатно, без регистрации....

11 01 2021 10:47:26

Читать "Ожившие легенды" - Горянов Леонид Борисович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Ожившие легенды" - Горянов Леонид Борисович - бесплатно, без регистрации....

10 01 2021 15:40:32

Читать "Сказка для олигарха" - Тройнич Яна, Тройнич Марина - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Сказка для олигарха" - Тройнич Яна, Тройнич Марина - бесплатно, без регистрации....

09 01 2021 0:54:33

Читать "Бык из машины" - Олди Генри Лайон (?) - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Бык из машины" - Олди Генри Лайон (?) - бесплатно, без регистрации....

08 01 2021 7:34:33

Читать "О мальчике, который умел летать, или путь к свободе" - Акимов Игорь Алексеевич, Клименко Виктор - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " О мальчике, который умел летать, или путь к свободе" - Акимов Игорь Алексеевич, Клименко Виктор - бесплатно, без регистрации....

07 01 2021 3:39:13

Читать "Думай и процветай. 17 правил успеха и богатства" - Хилл Наполеон - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Думай и процветай. 17 правил успеха и богатства" - Хилл Наполеон - бесплатно, без регистрации....

06 01 2021 9:28:11

Читать "Взаимное притяжение" - Браун Лайза - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Взаимное притяжение" - Браун Лайза - бесплатно, без регистрации....

05 01 2021 18:34:59

Читать "Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса" - Фукс Эдуард - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса" - Фукс Эдуард - бесплатно, без регистрации....

04 01 2021 8:31:16

Читать "Секретная миссия супермодели" - Жукова-Гладкова Мария - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Секретная миссия супермодели" - Жукова- Гладкова Мария - бесплатно, без регистрации....

03 01 2021 17:33:31

Читать "МЕЛХИСЕДЕК Том 3. Бог" - Нюхтилин Виктор Артурович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " М Е Л Х И С Е Д Е К Том 3. Бог" - Нюхтилин Виктор Артурович - бесплатно, без регистрации....

02 01 2021 8:34:56

Читать "Большая кулинарная книга" - Рощин Илья - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Большая кулинарная книга" - Рощин Илья - бесплатно, без регистрации....

01 01 2021 2:27:32

Читать "Рассказы о животных" - Житков Борис Степанович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Рассказы о животных" - Житков Борис Степанович - бесплатно, без регистрации....

31 12 2020 5:23:47

Читать "Объятые холодом (ЛП)" - Грэй Т. А. - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Объятые холодом ( Л П)" - Грэй Т. А. - бесплатно, без регистрации....

30 12 2020 16:10:11

Читать "Рассказы о математике с примерами на языках Python и C (СИ)" - Елисеев Дмитрий Сергеевич - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Рассказы о математике с примерами на языках Python и C ( С И)" - Елисеев Дмитрий Сергеевич - бесплатно, без регистрации....

29 12 2020 5:48:44

Читать "Законы Судьбы" - Жуковский Павел Евгеньевич - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Законы Судьбы" - Жуковский Павел Евгеньевич - бесплатно, без регистрации....

27 12 2020 10:50:56

Читать "Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука" - Кант Иммануил - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука" - Кант Иммануил - бесплатно, без регистрации....

26 12 2020 7:45:29

Читать "Приморская разруха (СИ)" - Мясоедов Владимир Михайлович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Приморская разруха ( С И)" - Мясоедов Владимир Михайлович - бесплатно, без регистрации....

25 12 2020 6:54:10

Читать "Гавриилиада" - Пушкин Александр Сергеевич -

Читать книгу онлайн " Гавриилиада" - Пушкин Александр Сергеевич - бесплатно, без регистрации....

24 12 2020 6:23:37

Читать "Опасные игры" - Мэрфи Уоррен, Сэпир Ричард - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Опасные игры" - Мэрфи Уоррен, Сэпир Ричард - бесплатно, без регистрации....

23 12 2020 22:14:31

Читать "Война сердец (СИ)" - "Darina Naar" - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Война сердец ( С И)" - "Darina Naar" - бесплатно, без регистрации....

22 12 2020 13:51:48

Читать "Приключения «Секретной семерки»" - Блайтон Энид - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Приключения « Секретной семерки»" - Блайтон Энид - бесплатно, без регистрации....

21 12 2020 15:22:43

Читать "Поделки из бумаги" - Чурина Любовь - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Поделки из бумаги" - Чурина Любовь - бесплатно, без регистрации....

20 12 2020 8:18:28

Читать "Поселенцы (= Пионеры) [старая орфография]" - Купер Джеймс Фенимор - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Поселенцы (= Пионеры) [старая орфография]" - Купер Джеймс Фенимор - бесплатно, без регистрации....

19 12 2020 9:17:19

Читать "Словарь синонимов русского языка" - Коллектив авторов - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Словарь синонимов русского языка" - Коллектив авторов - бесплатно, без регистрации....

18 12 2020 21:48:30

Читать "Пока страсть спит" - Басби Ширли - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Пока страсть спит" - Басби Ширли - бесплатно, без регистрации....

17 12 2020 8:49:24

Читать "Три цвета крови" - Абдуллаев Чингиз Акифович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Три цвета крови" - Абдуллаев Чингиз Акифович - бесплатно, без регистрации....

16 12 2020 14:35:32

Читать "Шоколадная диета и косметика" - Роу Энди - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Шоколадная диета и косметика" - Роу Энди - бесплатно, без регистрации....

15 12 2020 14:53:26

Читать "Книга о здоровой пище. Рецепты и меню." - Брэгг Поль Чаппиус - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Книга о здоровой пище. Рецепты и меню." - Брэгг Поль Чаппиус - бесплатно, без регистрации....

14 12 2020 5:53:39

Читать "1-е МАРТА 1917 года" - Васильев Борис Львович -

Читать книгу онлайн "1-е М А Р Т А 1917 года" - Васильев Борис Львович - бесплатно, без регистрации....

13 12 2020 1:52:25

Читать "Когда наступает темнота" - Стайн Роберт Лоуренс - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Когда наступает темнота" - Стайн Роберт Лоуренс - бесплатно, без регистрации....

12 12 2020 13:20:36

Читать "Крестоносец" - Айснер Майкл Александр - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Крестоносец" - Айснер Майкл Александр - бесплатно, без регистрации....

11 12 2020 0:15:39

Читать "Человек со стороны" - Алтьери Алан Д. - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Человек со стороны" - Алтьери Алан Д. - бесплатно, без регистрации....

10 12 2020 18:22:36

Читать "От Залмоксиса до Чингиз-хана" - Элиаде Мирча - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " От Залмоксиса до Чингиз-хана" - Элиаде Мирча - бесплатно, без регистрации....

09 12 2020 7:42:15

Читать "Пойми друга. Справочник по поведению собак" - Чебыкина Людмила, Санин Александр Владимирович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Пойми друга. Справочник по поведению собак" - Чебыкина Людмила, Санин Александр Владимирович - бесплатно, без регистрации....

08 12 2020 23:53:39

Читать "Курсовая работа "Система государственного управления Белорусской ССР"" - Горунович Михаил Владимирович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Курсовая работа " Система государственного управления Белорусской С С Р"" - Горунович Михаил Владимирович - бесплатно, без регистрации....

07 12 2020 20:35:50

Читать "Вера - удел благодарных" - Качан Эдуард Николаевич "edkachan" - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Вера - удел благодарных" - Качан Эдуард Николаевич "edkachan" - бесплатно, без регистрации....

06 12 2020 2:57:43

Читать "Осенний дневник (СИ)" - Кошкина Тина "Kowk@" - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Осенний дневник ( С И)" - Кошкина Тина "Kowk@" - бесплатно, без регистрации....

05 12 2020 7:53:28

Читать "Рука" - Сименон Жорж - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Рука" - Сименон Жорж - бесплатно, без регистрации....

04 12 2020 14:36:29

Читать "Не в его вкусе (ЛП)" - "mindgames95" - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Не в его вкусе ( Л П)" - "mindgames95" - бесплатно, без регистрации....

03 12 2020 2:53:40

Читать "Все вейры Перна" - Маккефри Энн - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Все вейры Перна" - Маккефри Энн - бесплатно, без регистрации....

02 12 2020 2:16:16

Читать "Психопаты не унимаются! (СИ)" - "Джонни Псих" - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Психопаты не унимаются! ( С И)" - " Джонни Псих" - бесплатно, без регистрации....

01 12 2020 5:27:12

Читать "Золушка и Дракон" - Михалкова Елена Ивановна - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Золушка и Дракон" - Михалкова Елена Ивановна - бесплатно, без регистрации....

30 11 2020 16:36:55

Читать "Воздушные пираты" - Стюарт Пол, Риддел Крис - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Воздушные пираты" - Стюарт Пол, Риддел Крис - бесплатно, без регистрации....

29 11 2020 2:58:32

Читать "Секс в семье и на работе" - Литвак Михаил Ефимович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Секс в семье и на работе" - Литвак Михаил Ефимович - бесплатно, без регистрации....

28 11 2020 17:33:57

Читать "Применение толкования сновидений при психоанализе" - Фрейд Зигмунд - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Применение толкования сновидений при психоанализе" - Фрейд Зигмунд - бесплатно, без регистрации....

27 11 2020 5:17:48

Читать "Запретные Земли (СИ)" - Егоров Олег Владимирович "trikster3009" - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Запретные Земли ( С И)" - Егоров Олег Владимирович "trikster3009" - бесплатно, без регистрации....

26 11 2020 5:39:46

Читать "Сыграем в прятки" - де Ла Мэр Уолтер - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Сыграем в прятки" - де Ла Мэр Уолтер - бесплатно, без регистрации....

25 11 2020 23:43:54

Читать "Уроки жизни" - Веснина Елена - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Уроки жизни" - Веснина Елена - бесплатно, без регистрации....

24 11 2020 5:26:24

Читать "Занавес (ЛП)" - Чейз Анжелика - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Занавес ( Л П)" - Чейз Анжелика - бесплатно, без регистрации....

23 11 2020 8:39:56

Читать "Вышиваем гладью цветы и картины" - Шнуровозова Татьяна Владимировна - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Вышиваем гладью цветы и картины" - Шнуровозова Татьяна Владимировна - бесплатно, без регистрации....

22 11 2020 19:35:45

Читать "Кот в сапогах/ The Cat in Boots" - Перро Шарль -

Читать книгу онлайн " Кот в сапогах/ The Cat in Boots" - Перро Шарль - бесплатно, без регистрации....

21 11 2020 23:34:50

Читать "Иринкино счастье" - Аверьянова Е. А. - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Иринкино счастье" - Аверьянова Е. А. - бесплатно, без регистрации....

20 11 2020 0:37:26

Читать "Новый мир построим!" - Смирнов Василий Александрович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Новый мир построим!" - Смирнов Василий Александрович - бесплатно, без регистрации....

19 11 2020 7:11:42

Читать "Прозрение (сборник)" - Ле Гуин Урсула Кребер - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Прозрение (сборник)" - Ле Гуин Урсула Кребер - бесплатно, без регистрации....

17 11 2020 7:49:28

Читать "Здравствуй, лошадь!" - Кравченко Ася - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Здравствуй, лошадь!" - Кравченко Ася - бесплатно, без регистрации....

16 11 2020 6:54:41

Читать "Барабашка, или Обещано большое вознаграждение" - Усачев Андрей Алексеевич, Бартенев Михаил Михайлович - Страница 1 -

Читать книгу онлайн " Барабашка, или Обещано большое вознаграждение" - Усачев Андрей Алексеевич, Бартенев Михаил Михайлович - бесплатно, без регистрации....

15 11 2020 15:54:14

Еще:
Истории фандома -1 :: Истории фандома -2 :: Истории фандома -3 :: Истории фандома -4 :: Истории фандома -5 :: Истории фандома -6 :: Истории фандома -7 :: Истории фандома -8 :: Истории фандома -9 :: Истории фандома -10 :: Истории фандома -11 :: Истории фандома -12 :: Истории фандома -13 :: Истории фандома -14 :: Истории фандома -15 :: Истории фандома -16 :: Истории фандома -17 :: Истории фандома -18 :: Истории фандома -19 :: Истории фандома -20 :: Истории фандома -21 :: Истории фандома -22 :: Истории фандома -23 ::

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.