ЛИБРИО    

Читать "Поделки из бумаги" - Чурина Любовь - Страница 1 -

Любовь Чурина

Поделки из бумаги

Когда и как появилась первая бумага

Первобытные люди рисовали на скалах. В Древнем Вавилоне использовали для письма глиняные дощечки. Древние египтяне сумели изготовить первый тонкий материал для письма – папирус из прессованного болотного растения с тем же названием. В Европе с древности писали на пергаменте – особо обработанной тонкой телячьей коже. А в Древней Руси использовали бересту – верхнюю часть березовой коры.

Впервые люди узнали бумагу в 105 году н. э. в  Китае. Это стало одним из самых важных изобретений того времени, наряду с компасом, порохом и, гораздо позднее, книгопечатанием. Бумагу изготовил из растительных волокон Цай Лунь. Способ получения бумаги удавалось долго держать в секрете, и только в VI–III веках бумага появилась в Азии, а в X веке – в Европе. Делали бумагу из размолотых старых тряпок, древесины, растений. Бумага изготовлялась весьма примитивно – массу размалывали в ступе деревянными молотками, а затем вычерпывали ее формами с сетчатым дном. Начиная с 1803 года в производстве бумаги стали использоваться бумагоделательные машины.

Сейчас бумагу чаще всего делают из целлюлозных волокон, которые получают из древесины. Другие материалы, используемые для изготовления бумаги ручной выделки, – это натуральные ткани, кора деревьев и кустарников, листья и травы: хлопок, лен, крапива, козо (внутренняя кора тутового дерева), абака (волокно из листьев текстильного банана, или, как его еще называют, манильской пеньки), сизаль (грубое волокно, получаемое из листьев агавы), овес, бамбук, рис или рами (китайская крапива, волокна) и т. п. Абака используется для изготовления чайных пакетиков, т. к. она не разбухает и не распадается в горячей воде. Из волокон рами, которые отличаются особой прочностью и не подвержены гниению, делали парусину, а также канаты. Кроме того, рами используют для изготовления дорогих сортов бумаги, идущих, например, для печати денежных знаков.

Натуральные волокна обычно требуют значительной подготовки: варка, вымачивание. До обработки волокна связаны между собой, поэтому их разделяют с помощью специальной машины.

В производстве бумаги довольно часто используются натуральные и синтетические наполнители и клеящие вещества, например, молотый кофе – это придает бумаге не только цвет, но и настоящий кофейный аромат! А для японской техники «нагашизуки» обязательна добавка желатина, замедляющая прохождение воды через сетку. Желатин проклеивает бумагу и придает ей лучшие печатные свойства. Если бумага не предназначена для печати, ее часто совсем не проклеивают. Кстати, выбор проклеивающих веществ или наполнителей оказывает влияние на кислотность. Нейтральная бумага намного долговечнее, а вот «кислая», даже изготовленная недавно, может рассыпаться.

При промышленном производстве бумаги на фабриках применяют отбеливатели (повышают белизну) и наполнители (повышают плотность и делают бумагу непрозрачной). Для самодельной бумаги они используются редко.

В бумаге ручной выделки важен цвет! Цветная бумага получается двумя способами: за счет сохранения цвета исходного сырья (например, бумага из джинсовой ткани – синяя) или добавлением соответствующих красителей: пищевых (растительных), которые придают бумаге натуральные пастельные оттенки, или химических.

Сырье для самодельной бумаги может быть самым разнообразным – крупные растительные волокна, листья, целые растения, веточки, цветы, лепестки, семена, кусочки ткани, кукурузные рыльца, мякоть банана. Можно изготовить бумагу, например, с вкраплениями шерсти, риса, семян болгарского перца, тростника и т. д. – список можно продолжать очень долго. Но обязательно найдется человек, который придумает что-то новое, что придаст особую красоту «ручной» бумаге, превратив ее в произведение искусства.

Самый важный инструмент для изготовления бумаги – сетка, на поверхности которой формируется бумажный слой. Когда-то сетки были бронзовые (сейчас их делают в основном из синтетики, хотя для особенно тонкой бумаги японцы пользуются тканью) и представляли собой частую решетку, нити которой удерживались редкими поперечными проволочками. Этот узор, отлично видимый на просвет, называется «верже». Его до сих пор воспроизводят на тисненой бумаге из дизайнерских коллекций.

Сетка крепится к деревянной рамке. Смесь из волокон и наполнителей выливается на поверхность сетки и покачиванием рамки равномерно разравнивается по поверхности. Вода постепенно вытекает через отверстия в сетке, оставляя на ее поверхности бумажный пласт, который затем укладывают на плотную ткань (лучше всего войлок – он хорошо вбирает влагу) для сушки. Из листа с помощью губки выгоняют влагу. После этого бумагу могут прогонять через пресс, а также досушивать различными способами. Японцы окончательную сушку выполняют, приклеивая еще влажные листы на деревянные стены или на подогретые металлические пластины, поэтому одна из сторон листа получается гладкой, а на другой отпечатывается узор ткани. В Корее и Китае используют гибкую, отделяемую от рамки сетку, которую можно снять, изогнуть и перенести отлитый лист бумаги на поверхность для сушки. В Непале бумагу сушат прямо на сетках, выставляя их на воздух и под солнечный свет.

Очень красива бумага с водяными знаками, видимыми на просвет. Первоначально водяные знаки делали, прикрепляя к поверхности сетки плоские узоры из проволоки – бумажная масса оказывалась тоньше в местах расположения проволочного контура.

« Чтобы их можно было назвать бумагой, тонкие листы должны быть сделаны из тщательно вымоченных волокон до состояния, когда каждое отделено от другого. Полученная масса размешивается в воде, вычерпываемой с помощью сита, и извлекается в форме тонкой пластины. Вода при этом должна вытекать через отверстия сетки, а лист из переплетенных волокон оставаться на ее поверхности. Этот тонкий слой переплетенных волокон и есть бумага», – писал Джозеф Хантер (1883–1966), американский художник и историк ремесел, автор ряда книг и статей об истории бумаги.

Бумага ручной выделки – необычайно интересный материал. Самое главное в самодельной бумаге – ее уникальность: вы не найдете двух одинаковых листов. Пусть вам помогут творческий заряд и тепло рук, вложенные в эту удивительную бумагу вами – ее создателями!

Делаем бумагу сами

Материалы и инструменты

Для работы вам понадобятся:

– фантазия;

– вдохновение;

– терпение.

Материалы:

– бумага (газеты, журналы, белая писчая бумага, кусочки разноцветной бумаги, тонкий и плотный картон, плотная черная, прозрачная цветная бумага или пленка, фильтровальная бумага или промокашка, калька, бумага с узором, тисненая и фактурная бумага);

– клей ( ПВА, клейстер из муки, обойный клей, резиновый клей);

– краски (любые водорастворимые: гуашь, акварель, акриловые, водоэмульсионные);

– лак на водной основе;

– нитки шерстяные (или разноцветные обрезки ниток);

– нитки хлопчатобумажные крепкие;

– пластилин;

– смазка (вазелин, подсолнечное масло, жидкое мыло);

– фломастеры, карандаши цветные;

– фольга;

– порошок стиральный;

– растения сухие (целые или просто листики-цветочки).

Инструменты:

– губка;

– доска;

– дуршлаг;

– кастрюля;

– кисточки для красок и клея;

– клеенка на стол;

– кружка;

– линейка;

– миксер;

– миски и тарелки;

– нарукавники;

– нож-резак;

– ножницы;

– пленка пищевая;

– сито;

– скотч разной ширины или изоляционная лента;

– ткань хлопчатобумажная (полотенце вафельное);

– тряпки (ветошь для вытирания рук);

– фартук рабочий;

– воздушные шары.

Рабочее место

Изготовление бумаги делится на два этапа – «горячая» работа (кипячение воды, перемешивание с помощью миксера, блендера, венчика и т. п.) и «холодная» работа (литье бумаги и изготовление из нее поделок).

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"204063","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.