ЛИБРИО    

Читать "Белая гладь. Русские традиции" - Ращупкина Светлана - Страница 1 -

Светлана Юрьевна Ращупкина

Белая гладь. Русские традиции

Введение

Вышивка – это вид декоративно-прикладного искусства, в котором ткани украшают узорами и изображениями с помощью ниток, бисера, драгоценных камней, жемчуга, блесток, пайеток и др.

Вышивка – один их самых древних и массовых видов народного творчества. Она возникла в период первобытной культуры. Ее возникновение можно связать с появлением первого стежка при шитье одежды. Вышивкой украшали одежду, обувь, различные аксессуары.

Во все времена вышивка всегда была связана с природой, бытом и трудом человека. Все узоры отражали представления людей и их художественные вкусы, выявляли мастерство и национальное своеобразие каждого народа. Вышивку до сих пор можно встретить на предметах обихода, одежде, в убранстве жилища.

Самыми первыми высоких результатов в своем творчестве достигли мастера Древнего Востока. Вышивкой украшали облачения правителей и жрецов, предметы быта, завесы храмов, колесницы знати.

Затем вышивка постепенно распространилась на Запад и сразу же стала популярной среди богатых слоев населения.

На Руси вышивка занимала большое место в жизни каждой женщины. Девочки начинали вышивать с 8–9 лет. Женщины оформляли вышивкой свою одежду, скатерти, подзоры, ковры, панно, портреты, постельные принадлежности. Богатые люди украшали вышивкой и небольшие бытовые предметы, и дополнения к одежде: накидки, бумажники, сумочки, письменные и туалетные принадлежности. Девушки с ранних лет готовили себе приданое. Вышивкой занимались все слои населения. Во всех учебных заведениях девочек обучали вышивке и навыкам шитья. Некоторые ученицы становились мастерицами и получали заказы на свою работу. Со временем вышивка перешла из домашнего рукоделия в мастерские, которые создавали в городах.

Многие мастерицы предпочитали вышивать гладью. Она может быть односторонней и двусторонней. Перед началом работы надо нанести на ткань контуры рисунка. Сама гладь выполняется стежками, которые располагают близко друг к другу. Существует много разных видов глади. В данной книге описана белая гладь. В ней стежки выполняют белыми нитками на белом фоне. Белой гладью украшают постельное, столовое и нижнее белье, блузки и т. д.

Виды глади

Гладь – это особый вид вышивки, в котором рисунок покрывается стежками. Существует много разновидностей этого вида вышивки. Но все их можно разделить на две большие группы: двустороннюю и одностороннюю гладь. В первом случае фон рисунка покрывается вышивкой с двух сторон и рисунок с изнаночной стороны практически не отличим от рисунка на лицевой стороне. В односторонней глади стежки по рисунку покрывают только лицевую сторону ткани.

Двухсторонняя гладь может быть свободной и счетной. В народной вышивке счетную гладь применяют достаточно часто. В данной технике все стежки выполняют по счету нитей ткани. Эту технику применяют самостоятельно и в качестве дополнения к другим видам вышивки. Счетную вышивку допустимо выполнять нитками в тон ткани или контрастными ей. В этой технике можно вышивать прямой или косой гладью.

При вышивке счетной прямой гладью все стежки располагают параллельно нитям ткани – основы или утка. Каждый следующий стежок выполняют через одну нить ткани от предыдущего. Рабочую нить после этого возвращают обратно и вкалывают иглу в основу через одну нить ткани.

В Украине счетную прямую гладь называют лиштвой. Обычно ее выполняют белыми, серыми, красными и черными нитками. В разных областях вышивают различными цветами. В северных областях России эту технику практикуют для заполнения орнаментальных форм. В средней полосе России ее применяют самостоятельно. Данной вышивкой украшают мужские, женские и детские сорочки, подзоры, рушники, скатерти и т. д.

Нитки мулине каждая мастерица хранит по-своему. Большое количество ниток надо распаковать и намотать на шпули или небольшие кусочки картона. Каждую катушку следует подписать, чтобы не перепутать цвета. После чего шпули нужно сложить в коробку с отделениями.

Следует отметить, что в Подолии и Западной Украине есть особые виды вышивки прямой гладью – поверхница и кафасор. В поверхнице все лицевые стежки выполняют горизонтально и одинаковой длины, на расстоянии одной или двух ниток ткани. Переход от одного стежка к другому совершают по вертикали. Сам узор осуществляют вертикальными столбиками. Обычно эту технику совмещают с другими, такими как крестик или низь. Обычно в этой вышивке используют только светлые нити.

Кафасор вышивают горизонтальными стежками в вертикальных столбиках нитями одного цвета. Выполнив один столбик, начинают следующий. Таким образом заполняют весь орнамент. Стежки располагают друг от друга на расстоянии 1–2 нитей ткани.

В вышивке счетной косой гладью стежки кладут под углом к нитям основы и утка ткани. Узоры получаются со светотеневым эффектом. В такой технике вышивают в Киевской области черными и красными нитками. Все узоры мастерицы составляют из восьми соседних элементов. Поэтому такую технику также называют восьмерковой гладью.

Белая гладь – это особый вид гладьевой техники. Здесь стежки кладут по нанесенному на ткань рисунку. Они могут быть уложены с настилом или без него. Этот вид глади начал развиваться в начале XIX в. Он был распространен в Ивановской и Владимирской областях. Мастерицы вышивали на тонкой ткани – маркизете или батисте – белыми нитками. Белую гладь часто сочетают с мережками, «узелками», дырочками, россыпью, подкладным швом, стягами, подстильной гладью. Узоры для белой глади чаще составляют из растительных мотивов в виде листочков и цветов, а также монограмм. Контуры рисунка на ткани сначала прометывают частыми стежками шва «вперед иголку». После чего выполняют настил крупными стежками. Чем больше стежков настила, тем выпуклее будет сама гладь. В белой глади практикуют много разных швов. Это «пышечка», «узелки», «лапочка», «резной листик», «листик», «валик» и др. Белой гладью вышивают блузки, воротники, шали, платки, белье, носовые платки. Ее часто применяют наряду с другими видами глади.

Прорезную гладь используют при отделке тонких блузок, белья, воротников, платочков. Рисунки составляют из круглых и овальных дырочек, из которых формируют цветы, листочки, цепочки. Прорезную гладь чаще сочетают с белой гладью. По технике исполнения можно выделить мелкие дырочки, «сцепнушку», «калачик», «листик».

Мелкие дырочки прокалывают шилом и сразу обшивают гладью узким швом «закрутка». Для более крупных отверстий, например «калачика», выполняют два перекрещивающихся разреза. Затем делают настил и оформляют сам «калачик», сразу же зашивая кусочки подрезанной ткани. Если же выполняют «лодочку», то ткань разрезают по средней линии узора. Затем половинки разрезанной ткани забирают в шов при вышивке.

При выполнении «сцепнушки» сначала проделывают среднюю дырочку, затем остальные. Начинают обрабатывать также со средней дырочки. Причем сразу же обшивают полоски ткани, расположенные между дырочками. При этом надо следить за натяжением рабочей нити.

Вышивка декоративной гладью выполняется нитями одного или разных цветов. Теневых переходов в узорах нет. Это плоскостная вышивка. Для данного вида глади берут нити ярких цветов, слабого кручения и довольно толстые. Узоры чаще используют растительные. Настил в декоративной глади не делают. Здесь заполняют всю плоскость элемента или же только контур, стежки обычно располагают по контурам элементов. В лепестках цветов обычно их направляют от края к центру, а в листьях – к середине по направлению жилок. Крупные листочки обычно не обшивают полностью. Стежки делают разной длины. Среднюю жилку выделяют стебельчатым швом. Также изделие дополняют и другими видами вышивки и декоративными швами. Декоративную гладь выполняют на плотных тканях.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"204403","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.