ЛИБРИО    

Читать "Урожай круглый год" - Серикова Галина Алексеевна - Страница 1 -

Галина Серикова

Урожай круглый год

Предисловие

Интерес к садоводству и огородничеству не удивителен, ведь это не только возможность пополнить свой рацион свежими фруктами и овощами, но и большой простор для творчества. К сожалению, с окончанием теплого времени года приходится сворачивать все работы в саду и огороде и дожидаться следующей весны. Однако существуют способы, позволяющие круглый год получать отличный урожай овощей и зеленных культур – например, в теплице.

Приведенные в этой книге технологии и рекомендации будут особенно актуальны для тех, кто живет за городом круглый год – в частном доме или на даче. Конечно, возведение теплицы, покупка оборудования для ее обогрева и освещения, организация полива – все это расходы и хлопоты. Но удовольствие, которое вы испытаете, круглый год получая собственноручно выращенные экологически чистые фрукты и овощи, ни с чем нельзя сравнить.

Тем, кому не до строительства теплицы и всего, что с ней связано, тоже не стоит отчаиваться – существуют и другие способы, благодаря которым огород и сад будут радовать вас всегда. Утепленные балкон или лоджию или даже обычный подоконник можно переоборудовать в минитеплицу, которая холодной осенью и зимой будет радовать вас зеленым лучком, укропом, салатом и другими не слишком капризными в выращивании культурами. Конечно, можно в комнате выращивать цитрусовые, посадить гранат, вишню или вообще отказаться от грунта и устроить садогород на гидропонике.

О том, как обустроить участок, как разбить огород и сад, что и как высаживать и как круглый год получать хороший урожай, расскажет эта книга.

Организация посадок и севооборота на участке

Особенности овощных культур

Разработка плана обязательно предшествует реализации любой идеи. В полной мере это относится и к огороду: чем более тщательно и продуманно будет обустроен участок, отведенный под посадки, тем с большей уверенностью можно ожидать хорошего урожая (разумеется, при условии адекватного ухода за растениями).

Абсолютно одинаковых участков не существует, и многое зависит от местности, особенностей почвы и рельефа, от расположения участка относительно сторон света, особого микроклимата и многого другого. Однако существуют универсальные рекомендации, соблюдение которых при планировании огорода гарантирует высокую урожайность в будущем.

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных вопросов, надо изучить специфику агротехники овощных культур, их потребности, условия, необходимые для их нормального роста и развития, поскольку без этих знаний нельзя грамотно организовать посадки и севооборот, учесть совместимость культур.

Благодаря мягкому климату, в Азии возделывают наибольшее количество видов овощей: в Японии – более ста, в Китае – приблизительно восемьдесят, в Индии – около шестидесяти, в Корее – примерно пятьдесят.

Овощные культуры чрезвычайно разнообразны. В России выращивают около сорока видов овощных растений, из которых чаще всего культивируют капусту (белокочанную, пекинскую, цветную), огурец, помидор, баклажан, редьку, редис, свеклу, репу, брюкву, тыкву, арбуз, морковь, перец, лук, чеснок, сельдерей, салат, укроп, петрушку, дыню, кабачок. Остальные распространены в меньшей степени. Каждая из перечисленных культур обладает рядом уникальных биологических особенностей, все они имеют различные требования к природно-климатическим факторам и способам выращивания, по-разному употребляется в пищу. Несмотря на такое разнообразие, овощные культуры могут быть объединены в группы, поскольку имеют и общие черты. Однако необходимо признать, что в рамках одной классификации невозможно учесть все их признаки.

С точки зрения биологии, овощные растения входят в состав различных семейств (табл. 1).

Таблица 1

Классификация овощных растений по признаку их принадлежности к ботаническим семействам

Знание этой классификации необходимо всем, кто выращивает овощи, так как помогает не только систематизировать растения, но и грамотно планировать севооборот и избегать выращивания родственных культур в течение ряда лет на одной и той же грядке.

Овощные растения выращивают на грядах и гребнях при недостаточной толщине пахотного слоя. При засушливом лете они быстро пересыхают, особенно по края, которые на легких почвах должны быть пологими, а на тяжелых – крутыми.

Овощные растения можно разделить на группы, учитывая продолжительность их вегетативного цикла (табл. 2).

Таблица 2

Классификация овощных культур по признаку продолжительности жизненного цикла

Большинство огородников-любителей при выращивании овощных культур чаще всего различают их по той части, которую можно употреблять в пищу (табл. 3).

Таблица 3

Классификация овощных растений по признаку использования тех или иных вегетативных органов

Представленная классификация с научной точки зрения не совсем корректна, поскольку не может учесть всего. Например, у плодовых растений в пищу идут и зрелые (у помидора, тыквы и др.), и недозрелые (у огурца, кабачка, патиссона и др.) плоды; у листовых – как листья, так и другие части растений (у брюссельской, белои краснокочанной капусты, кочанного салата – разросшиеся почки, у брокколи и цветной капусты – соцветия); у листовых и пряновкусовых (у мангольда, шпината, щавеля, петрушки, базилика и др.) – листья; в качестве овощей в пищу употребляют разросшиеся корни (морковь, свекла), стебель (кольраби), черешки (сельдерей, ревень) и т. д.

Факторы, влияющие на рост

Чтобы овощные растения хорошо росли, обеспечивали нас своими плодами (независимо от того, корнеплоды это или листья), им требуются определенные условия. Факторы, без которых невозможно существование и развитие растений, – тепло, свет, воздух, питательные вещества. Только их наличие и рациональное сочетание позволят овощным культурам расти, развиваться и плодоносить. При этом надо помнить, что факторы внешней среды одинаково важны и невзаимозаменяемы, т. е. усиленный полив не компенсирует недостаток света или питания; что колебание какого-либо из них изменит воздействие остальных; что разные культуры имеют различные потребности, они могут меняться даже у одного растения в зависимости от фазы его развития.

Тепловой режим

Чтобы повысить урожайность и качество овощей, надо не только знать, каким образом факторы внешней среды влияют на них, но и уметь регулировать их в соответствии с периодами развития растений.

Овощные культуры нормально растут, закладывают продуктивные органы только при определенном тепловом режиме. Источник тепловой энергии, так необходимой растениям (и не только им), – это солнечная радиация. Не последнюю роль играют и органические вещества, внесенные в грунт, потому что разложение навоза и компоста сопровождается выделением тепла.

Реакция овощных культур на тепловой режим различна, что во многом определяется их происхождением. По отношению к теплу овощные культуры подразделяются на несколько подгрупп:

✓ морозо– и зимостойкие, к которым принадлежат щавель, многолетние луки, эстрагон, чеснок и др. Они легко переносят небольшие похолодания (до –8—10 °C), а их подземные органы (корни и корневища) неплохо зимуют под снегом. Овощи трогаются в рост, когда температура воздуха повышается до +1 °C, понятно, что интенсивный рост наблюдается при более высоких показателях (+15–20 °C);

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"205474","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.