ЛИБРИО    

Читать "Аутогенная тренировка для вас" - Петров Николай Александрович - Страница 1 -

Николай ПЕТРОВ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ДЛЯ ВАС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ( С ПРИМЕЧАНИЯМИ ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ)

Немного об авторе.

Н.  Н. Петров – человек, никогда не искавший популярности, не любитель саморекламы. Психотерапевт по истинному призванию, мастер. Множество людей благодарно ему за оздоровление и душевное обновление. Требовательность к себе и богатейшая практика позволили ему пройти путь от учителя учеников до учителя учителей – своих коллег, врачей и психологов. Это же и позволило написать книгу, по которой можно заниматься и новичкам, только приступающим к аутотренингу, и преподавателям АТ, желающим помогать людям.

Что же сказать о книге? Самое краткое напутствие: ее стоит прочесть. А потом начать по ней заниматься. Начать и не прекращать.

Начать – даже если книга покажется несколько директивной и суховатой. Продолжать – даже в том случае, если долго не будет заметно никаких результатов. Книга не зовет в небеса и не обещает чудес. Но она может, если вы этого захотите, научить вас хорошо себя чувствовать. Так хорошо, как ВЫ МОЖЕТЕ.

Мы ведь, в громадном большинстве, просто-напросто не умеем обращаться со своим самочувствием. « Слава Богу», – говорим мы, если самочувствие сносное. Сплошь и рядом выводят из равновесия пустяки, мелочи, повседневщина. Что уж говорить о штормовых ветрах судьбы, болезнях и потрясениях… Тут обнаруживается, что разобщены мы в нынешней жизни не только друг с другом, но и с самими собой. Разваливаемся и не знаем, с какого винтика начать себя собирать.

Не сегодня и не вчера человек задался вопросом, как стать внутренне независимым от накатов житейских волн. И от тех в том числе, что исходят из него самого, изнутри: перепады самочувствия, неуправляемые настроения, неповинующиеся мысли; непослушное тело, непостигаемая душа… Крепость самоовладения испокон веков штурмовали магии и религии всех народов, философии и искусства, медицина и спорт, наконец, психотерапия и психология.

В поиске Внутренней Свободы – и как цели, и как средства – сходятся самые разные вероучения, духовные школы и прикладные науки. И снова и снова переоткрывается: чтобы стать свободным, человек должен научиться себе подчиняться. К внутренней свободе ведет внутренняя дисциплина. А к дисциплине – вера, знание и упражнение.

Любовник перед близостью; артист перед выходом; спортсмен перед стартом; летчик перед полетом; буддист перед медитацией; йог перед «путешествием сознания»; христианин перед молитвой… Что, казалось бы, общего? – Внутреннее освобождение – мобилизованность плюс спокойствие – условие достижения целей столь разных. Гармония тела, ума, души.

АТ – один из путей к гармонии. Путь «снизу» – от физиологической механики самочувствия, от телесных его составляющих. Подключаются и более высокие уровни – образные представления, самовнушения. Разработанный в практической медицине, сугубо прикладной, путь этот предпочтителен для тех, кто, не гонясь за «журавлем в небе», хочет получить «синицу в руки»: освободиться от неприятностей, связанных с неустойчивостью организма и психики, быть в форме, в хорошем тонусе. Спокойствие и уверенность, неутомимость и оптимизм – однако, не так уж мало!..

Мне пришлось прочесть немало книг об АТ и для специалистов, и для широкой публики, довелось написать кое-что и самому. В каждой книге можно обнаружить какие-то недостатки, вопрос в том, перевешивают ли достоинства. В этой, на мой взгляд, недостаток один: она слишком хорошая. Это не лесть автору, а предупреждение читателю: хорошая книга требует хорошего чтения. Нельзя пропустить ни строчки, ни слова. Все – концентрат, сгусток сути.

Предупреждает и автор: «книга рассчитана на внимательное чтение». Кажется, парадокс: читатель ведь и приобрел книгу затем в том числе, чтобы наладить свое хромающее внимание, а от него уже заранее внимания требуют – как же?..

Ответ дает сама книга. При первом, еще не учебном, а только ознакомительном чтении (такое легкое предварительное знакомство без «погружения» для всякой серьезной книги желательно) – вы сразу, наверно, заметите, как часто речь идет о внимании особого рода. Автор его называет то созерцательным, то пассивным, то отстраненным… Сосредоточение без напряжения, усилие без усилия – ключ ко всему методу. Тонкий момент. « Снизу», от самочувствия вы постепенно научитесь его улавливать, закреплять, развивать; а «сверху», от ума – придется понять или просто поверить, что такое возможно.

Ничто не учит лучше, чем собственный опыт; но опыт напрасен, если нет стремления измениться. Все мы – пожизненные ученики школы самочувствия, сами ставим себе отметки. Соединив доверие к книге с доверием к себе, убедимся, что можно не только страдательно принимать свои состояния или не принимать; не просто жить в самочувствиях, но и творить, рождать изнутри. Давно сказано: Бог помогает тому, кто помогает себе сам. Владимир ЛЕВИ

ВВЕДЕНИЕ

Эта брошюра содержи основную информацию для практического освоения аутогенной тренировки ( АТ). Наш опыт обучения аутогенной тренировке убеждает в том, что для практического освоения АТ необходимо не так уж много информации. Гораздо большую роль играют систематические занятия, желание преодолеть такие помехи, как забывчивость, неорганизованность. Обилие информации переключает мотивацию с практического освоения АТ на ее теоретическое изучение – «сначала все досконально изучу, а потом уж буду заниматься практически» – как это хорошо напоминает наше желание начать «новую жизнь» сначала со следующей недели, затем со следующего месяца, с нового года! Другой неблагоприятный эффект избыточной информации о чудесах самовнушения – создание психологического барьера между АТ и изучающим ее, убеждение в том, что аутогенная тренировка – удел особых людей с сильной волей, йогов и т. п.

Мнение о недоступности аутогенной тренировки поддерживается и реально существующими трудностями, разрывом между огромным количеством желающих освоить АТ и небольшим количеством учреждений, занимающихся обучением. Как ни парадоксально это звучит, многие из этих учреждений вносят свой вклад в укрепление психологического барьера. Ковры, удобные кресла, музыка, слайд-фильмы укрепляют убеждение занимающихся в том, что аутогенная тренировка – это сложное дело, требующее специальных условий и оборудования. Кроме того, занятия в таких условиях зачастую превращаются в завуалированный сеанс гипноза – человека вводят в гипнотическое состояние с помощью убаюкивающих словесных формулировок, умиротворяющей музыки, слайдов. Часто у занимающихся таким образом возникает вопрос: « А что я буду делать без всего этого великолепия в другой ситуации?»

Наш подход к обучению аутогенной тренировке основан на том, что аутогенное состояние – естественное состояние, возникающее само собой при выполнении определенных условий (§3). Обычно мы это называем состоянием задумчивости, и оно бывает довольно часто у всех в транспорте, на неинтересных лекциях, на рыбалке, перед экраном телевизора. Поэтому задача занимающегося заключается не в нагромождении сложного здания аутогенного состояния, а в пассивном разрешении ему возникнуть самому собой. Это может показаться на первых порах странным, но вспомните, как долго нас отучали в детстве «отвлекаться», «витать в облаках»!

Брошюра рассчитана на внимательное чтение. Она снабжена перекрестными ссылками в том случае, если материал занятия упоминается в других параграфах. В тексте даны 11 практических заданий. К выполнению следующего задания можно переходить, только выполнив предыдущие.

Мы надеемся, что брошюра будет полезна и инструкторам аутогенной тренировки, так как по нашему глубокому убеждению только освоивший АТ, понимающий ее специфику, трудности, стоящие перед занимающимся, может эффективно ее преподавать. Для инструкторов есть примечания, напечатанные петитом и снабженные подзаголовком « Инструктору».

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"21807","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.