ЛИБРИО    

Читать "Дрессировка собак с помощью кликера" - Прайор Карен - Страница 1 -

Карен Прайор

Дрессировка собак с помощью кликера

От научного редактора

Имя Карен Прайор широко известно во всем мире. Ещё в начале своей научной карьеры она привлекла внимание, использовав в практических целях достижения своего отца — основателя школы бихевиоризма Б. Скиннера. Всю свою жизнь Скиннер посвятил экспериментальной работе с животными, изучая механизмы выработки условных рефлексов. Детям знаменитых родителей часто трудно приобрести своё имя, не так-то легко внести вклад в фундаментальную науку. Однако Карен Прайор избрала иной путь, приведший её к успеху Из замкнутых стен лаборатории она смело бросилась в бескрайний океан практики. Её первой самостоятельной — и очень серьёзной работой — стала работа в океанариуме. Именно здесь, дрессируя дельфинов и касаток, исследовательница применила научный подход, используя свои глубокие знания теории бихевиоризма.

Дрессировка гигантских водных млекопитающих вообще очень сложна технически и в силу особенностей их физиологии, и просто потому, что они обитают в среде, чуждой человеку. Здесь невозможно принуждение — попробуйте-ка отшлёпать непослушную касатку Заинтересованность в пище также не может быть безотказным инструментом. Нельзя увеличить интерес к пище, ограничив в ней животное, т.к. это его погубит. Дрессировщице пришлось разработать систему сигналов, позволяющую очень чётко показывать животному, какое из его действий правильно и непременно будет подкреплено, пусть и не моментально. Это очень важный момент, животное можно обучить очень сложным трюкам, которые оно проделывает на значительном расстоянии от дрессировщика.

Главным в этой работе явилась моментальная и чёткая подача условного сигнала, который, в свою очередь, изначально был связан с безусловным подкреплением — лакомством Данный приём был назван Прайор положительным подкреплением. В качестве условного сигнала использовали щелчок металлической пластинки. Было создано специальное приспособление — кликер — компактная, удобная для работы в самых разных условиях коробочка со щёлкающей пластинкой.

Как оказалось, с помощью кликера удобно дрессировать не только дельфинов, но и других, самых разных животных. В результате Прайор стала одной из известнейших дрессировщиц собак в Америке, а в скором времени и в Европе. Согласитесь, дрессировать дельфинов — это уж очень экзотично, зато воспитанную и послушную собаку хотят иметь миллионы владельцев.

В чем же новизна работы с кликером? Ведь всем понятно, что правильную работу собаки надо поощрять, и любой нормальный владелец стремится делать это. Но стремиться и мочь — это совсем не одно и то же. Всегда ли мы умеем показать собаке, что довольны её действиями, всегда ли, и это главное, она понимает нас? Ведь так часто словесное одобрение запаздывает, как много хозяев не умеют хвалить собак в меру и по месту. Один впадает в бурный восторг, на фоне которого собака попросту забывает, что же так обрадовало её двуногого вожака. Другой и вовсе не умеет радоваться, слово « Хорошо!» из него будто клещами вытягивают. Третий столь многословно отдаёт команду, что пёс в этом потоке вообще не в состоянии вычленить, чего от него всё-таки хотят.

Щелчок кликера оказывается однозначным сигналом для собаки, что данный элемент её поведения одобряется хозяином и непременно будет вознаграждён. Используя кликер, можно закрепить очень сложные программы действия Как именно сделать это, подробно описано в книге.

Прайор и её последователям, использующим кликер в дрессировке, удаётся легко обучать и совсем маленьких щенков и уже взрослых животных. Прайор — принципиальный противник использования в работе с животными какого-то ни было принуждения. Её практика показывает возможность коррекции достаточно сильных отклонений в поведении и угашения стойких привычек собаки, неприемлемых для её владельца.

Вот здесь, пожалуй, стоит предостеречь читателя. Нет и никогда не будет создано панацеи от всех бед. Обучившись работать с кликером, вы, несомненно, откроете для себя массу возможностей, о которых ранее и не подозревали. Тем не менее если с собакой нет контакта, если вы в душе побаиваетесь собственного питомца, не готовы внимательно наблюдать за его поведением, вряд ли кликер окажется волшебной палочкой, одно мановение которой меняет весь мир. Кликер — это очень удобный инструмент, но работать всё-таки надо самому. Если в поведении собаки есть проблемы, начните с анализа собственных действий, попытайтесь разобраться в своих эмоциях, в особенностях взаимоотношений между людьми, с которыми общается пёс. Тогда вам, скорее всего, удастся найти корни проблем, а кликер поможет их скорректировать.

Одни приёмы отрабатывать легче с помощью кликера, чем привычными для наших дрессировщиков методами, другие — сложнее. Не все нежелательные привычки животного корректируются одинаково легко. Анализируйте поведение собаки, думайте, используйте кликер не только в рутинной работе, но и как элемент обучающих игр. Он, безусловно, будет полезен хендлерам, тем, кто обучает собак по программам обидиенс, аджилити и т.п. видам дрессировки.

Карен Прайор готова научить вас, как делать, а уж вы сами решайте, что именно вам нужно.

Зоопсихолог, эксперт РКФ-FCI

Елена Мычко

Введение

Дорогие любители собак,

добро пожаловать на дрессировку с кликером. Дрессировка с кликером — это не новомодное введение или какой-то особый метод. Дрессировкой с кликером на сленге инструкторов-дрессировщиков называется обучающая система с положительным подкреплением, основанная на инструментальном рефлексе, это набор научных принципов, описывающих развитие поведения, в ходе которого животные «действуют» по обстановке, вместо того чтобы действовать как-то ещё. Инструментальное, или оперантное обучение лежит в основе того, как животные учатся в природе, поэтому его принципы можно применять в самых разных ситуациях. Возможности этого метода для дрессировки собак просто безграничны.

Дрессировка с кликером является развивающим методом, который может быть использован в качестве новой технологии при обучении полицейских патрульных собак, служебных и охотничьих собак, для щенков, ещё до отъёма от матери, при подготовке к соревнованиям по обидиенс и аджилити, к охоте, полевым состязаниям и натаске для подготовки к выставкам, в группах «хороших манер» для владельцев собак и дома.

О дрессировке с кликером

На самом деле дрессировка с кликером не зависит от кликера или от пищи. Дрессировка с кликером зависит от подкрепления, которым может быть то, что любит собака (игрушки, ласка и т. д.), и является сигналом, обеспечивающим своевременный обмен информацией между дрессировщиком и собакой. Мы начинаем с пищевого подкрепления и кликера как сигнала, поскольку это самые совершенные обучающие инструменты для вас и вашей собаки. Вместе со своей собакой вы научитесь новым способам взаимодействия.

Все, чему вы хотите научить свою собаку, вы сможете сделать при помощи дрессировки с подкреплением. После того, как собака поймёт, каких действий вы от неё хотите, как их делать и когда их делать, вы сможете заменить щелчок кликером словом, а пищу — лаской. Слово и ласка всегда с вами.

Когда у собаки закрепится поведение, выработанное дрессировкой с кликером (если вы не введёте новых правил), это поведение станет пожизненным. Когда собака научится нескольким навыкам, вам больше не понадобится щёлкать или награждать её, вы можете подкреплять её поведение в целом. А доставать свой кликер вы будете, только когда захотите улучшить реакцию или научить собаку чему-то новому, или просто для занимательности общения с собакой. Ведь дрессировка с кликером — очень интересное занятия для вас и вашей собаки.

Но с чего и как начать? Опытный инструктор по дрессировке с кликером обучит вас основным действиям за несколько минут, но не у всех есть такие инструкторы, многие должны учиться самостоятельно. Эта книга поможет вам начать обучение, даст вам опору в развитии первых действий с кликером. В других книгах и на видеокассетах вы сможете найти новую информацию, которая улучшит ваше владение этим предметом. Тысячи дрессировщиков с кликером успешно начинали свою работу, пользуясь этой книгой.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"22262","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.