ЛИБРИО    

Читать "Миг-19" - Иванов С. В. - Страница 1 -

С. В. Иванов

Ми Г-19

( Война в воздухе – 107)

« Война в воздухе» №107, 2004 г. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. Редактор-составитель Иванов С. В. При участии ООО « АРС». Лицензия ЛВ №35 от 29.08.97 © Иванов С. В., 2003 г. Издание не содержит пропаганды и рекламы. Отпечатано в типографии « Нота» г. Белорецк, ул. Советская, 14 Тираж: 300 экз.

Введение

Лейтенант К. Латиф из ВВС Пакистана на китайской версии Ми Г-19 С – F-9 сбивает индийский Су-7, 4 декабря 1971 г. В этот день пакистанские летчики заявили десять сбитых и четыре поврежденных индийских самолета.

СМ-1, созданный в конце 1951 года, являлся прототипом двухдвигательного сверхзвукового истребителя. Первоначально СМ-1 был оснащен парой двигателей АМ-5 А, которые в дальнейшем заменили на модификацию АМ-5 Ф с форсажной камерой.

Ми Г-19 был последним самолетом в линейке разработанных ОКБ Микояна истребителей со стреловидным крылом, но, в отличие от Ми Г-15 и Ми Г-17, не строился в больших количествах и недолго состоял на вооружении частей первого эшелона. Ми Г-19 рассматривался как переходной самолёт, способный противостоять созданным в начале 50-х годов на Западе сверхзвуковым истребителям.

Ми Г-19 был во многих отношениях выдающимся самолетом. Он был не только первым в мире сверхзвуковым истребителем, строившимся серийно, но и имел фантастическую скороподъёмность, значительно превосходившую показатели современных ему машин. Если сравнивать его с первым западным сверхзвуковым истребителем Норт Американ F-100 " Супер Сейбр", Ми Г-19 имел большую скороподъёмность и скорость в горизонтальном полёте, и лучшие посадочные характеристики.

За короткий срок Советский Союз не только догнал, но и опередил своих конкурентов за " Железным занавесом". Это было действительно значительное достижение, учитывая то, что советская авиационная промышленность на годы отставала от американских, английских и немецких стандартов к концу Великой Отечественной войны.

Из-за быстрого прогресса в середине 50-х годов сверхзвуковые истребители быстро уступили место машинам, способным вдвое превосходить скорость звука, разработанным по обе стороны " Железного занавеса". Ми Г-19 рассматривался в СССР как переходная машина, на смену которой пришёл Ми Г-21 (Fishbed по классификации НАТО). На Западе такая же судьба постигла F-100 и французский " Супер Мистер" B-2, которых быстро сменили двухмаховые F-104 и " Мираж" III.

Несмотря на то, что Ми Г-19 был построен в небольшом количестве по сравнению с другими послевоенными самолётами ОКБ Ми Г, он участвовал во многих военных конфликтах. В ходе войны во Вьетнаме к "девятнадцатому" с уважением относились экипажи ВВС США, летавшие на гораздо более современных истребителях. Благодаря своей хорошей маневренности и выдающейся скороподъёмности Ми Г-19 представлял собой смертельную угрозу для воевавших в Юго- Восточной Азии авиаторов янки. На Ближнем Востоке Ми Г-19 и F-6 (его китайский аналог) использовались ВВС нескольких арабских государств в борьбе с израильтянами. В индо-пакистанском конфликте F-6 китайской постройки использовались пакистанцами в схватках с индийскими Ми Г-21 - преемниками Ми Г-19. Следует отметить, что F-6 ВВС Пакистана удалось одержать много побед над индусами. Советские Ми Г-19 сбили самолёт-разведчик ВВС США RB-66C над Германской Демократической Республикой ( ГДР) в 1964 году. 1 мая 1960 года Ми Г-19 участвовали в перехвате разведчика U-2, пилотируемого Г. Ф. Пауэрсом, который затем был сбит зенитной ракетой в районе Свердловска. Китайские F-6 тоже не раз участвовали в схватках с нарушителями воздушных границ их родины.

Прототип СМ-2/1 незадолго до начала летных испытаний в Жуковском. Опытный самолет нес 760-литровый подвесной топливный бак, имел катапультное кресло от Ми Г-15, триммер на руле и антенну РВ-2 сверху хвостовой части фюзеляжа.

СМ-1 ( И-340)

В 1950 году в ОКБ Ми Г были сделаны первые проработки истребителя, который должен был летать со сверхзвуковой скоростью и иметь дальность полёта большую, чем у предыдущих машин этого конструкторского бюро. СМ-1 стал первым в ряду экспериментальных двухдвигательных сверхзвуковых истребителей - программа, которая завершилась созданием Ми Г-19. Опытно-конструкторское бюро Ми Г начало в середине 50-х годов ряд работ, направленных на создание истребителя, способного длительное время лететь на сверхзвуковой скорости.

Ми Г-15 ЛЛ и экспериментальные варианты Ми Г-17 были способны короткое время развивать звуковую скорость, но ни один из них не мог поддерживать М=1 продолжительное время. Во время проектных изысканий ОКБ вело работы в тесном сотрудничестве с ЦАГИ ( Центральным Аэрогидродинамическим Институтом) и ЦИАМ ( Центральным Институтом Авиационного Моторостроения).

Пока изучались вопросы создания планера самолёта, конструкторское бюро Александра Микулина вело разработку турбореактивного двигателя АМ-5. Поначалу этот ТРД преследовали "детские болезни", но он рассматривался как единственный двигатель, пригодный для установки на сверхзвуковой самолет, чему способствовал его малый диаметр и низкий (по советским меркам) расход топлива.

Впервые ОКБ Ми Г использовало для истребителя-перехватчика двухдвигатель-ную компоновку. Установка ТРД АМ-5 позволяла самолёту длительное время лететь на сверхзвуковой скорости, а малый расход топлива позволял обеспечить дальность гораздо большую, чем у истребителей, стоявших в то время на вооружении советских ВВС. Чтобы отработать размещение двух-двигательной силовой установки, был доработан серийный Ми Г-17 (Fresco по классификации НАТО). Испытания этого самолёта начались в конце 1953 года, их проводил летчик-испытатель Григорий Седов. Сначала на машине были установлены два ТРДД АМ-5, которые вскоре заменили усовершенствованными АМ-5 А. Даже без форсажа суммарная тяга двух АМ-5 А была больше, чем у ТРД ВК-1 Ф с форсажной камерой, стандартно устанавливавшегося на Ми Г-17, а вес силовой установки при этом вырос всего на 88 кг.

Испытания опытного самолёта СМ-1 с экспериментальной силовой установкой проводились в подмосковном Жуковском. Тесты прошли успешно и СМ-1 решили оснастить парой ТРД АМ-5 Ф с форсажной камерой, каждый из которых развивал тягу 2150 кг и 2700 кг на форсаже. Помимо использования новых двигателей, ОКБ внесло в конструкцию прототипа ещё ряд изменений, включая установку двух топливных баков ёмкостью 220 и 330 литров, а также оснастило самолёт тормозным парашютом, контейнер которого размещался в хвостовой части.

Испытания в Жуковском показали, что двухдвигательная силовая установка перспективна и над ней следует продолжать работы. В то же время отмечалось, что тяга двигателей АМ-5 Ф недостаточна для создания сверхзвукового истребителя. В ходе испытаний СМ-1 показал максимальную скорость 1193 км/ч на высоте 5000 м, а его скороподъёмность составляла свыше 40 м/сек. Был построен только один СМ-1, которому присвоили обозначение И-340 ( И - истребитель).

Во время заводских испытаний в январе 1954 года у прототипа СМ-9/1 изменили форму хвостовой части по типу серийной машины. На этом этапе вооружение СМ-9/1 состояло из двух 37-мм пушек НР-37 Д в корне крыла и радиодальномера СРД-1M в носовой части.

СМ-9/2 имел удлиненную носовую часть, а фотокинопулемет располагался почти внутри воздухозаборника. Большие усиливающие накладки на борту фюзеляжа сохранились, хотя машина не имела вооружения. Фонарь СМ-9/2 отличался от фонаря СМ-9/1 наличием двух дополнительных элементов переплета.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"235480","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.