ЛИБРИО    

Читать "Ясно: новые стихи и письма счастья" - Быков Дмитрий Львович - Страница 1 -

Дмитрий Львович Быков

Ясно

новые стихи и письма счастья

содержание

Ясно. Стихи

Ясно

Новая одиссея

Обратный отсчет

Газета жизнь

Русский шансон

« В полосе от возраста Тома Сойера…»

Диптих

1. Блаженство

2. Депрессия

« Крепчает ветер солоноватый, качает зеленоватый вал…»

« Пришла зима…»

Новые баллады

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

Пятая

Шестая

Седьмая

Восьмая

Девятая

Десятая, маршеобразная

Ронсаровское

« Без этого могу и без того…»

« Он клянется, что будет ходить со своим фонарем…»

Турнирная таблица

« В левом углу двора шелудивый пес, плотоядно скалясь…»

Начало зимы

1. « Зима приходит вздохом струнных…»

2. « Чтобы было, как я люблю…»

3. « Вот девочка-зима из нашего района…»

4. Танго

5. « Как быстро воскресает навык!..»

« Средневозрастный кризис простер надо мной крыло…»

« Я не стою и этих щедрот…»

« В Берлине, в многолюдном кабаке…»

Песни славянских западников

1. Александрийская песня

2. О пропорциях

3. « Квадрат среди глинистой пустыни…»

4. « В России блистательного века…»

5. « Были мы малые боги…»

« Не рвусь заканчивать то, что начато…»

« Вынь из меня все это — и что останется?..»

« У бывших есть манера манерная…»

« Продираясь через эту черствую…»

« Прошла моя жизнь…»

« Чтобы заплакать от счастья при виде сиреневого куста…»

« Ничего не может быть иначе…»

Departamental

1. Отсрочка

2. Паспортный стол

3. Из окна

Наше дело

Отчет

« Внезапно все начинает делаться очень быстро…»

Восточная

Из цикла « Декларация независимости»

1. Компенсация

2. « К себе серьезно я не отношусь…»

3. « Что ни напишешь — выходит все тот же я…»

4. « Не для того, чтоб ярче проблистать…»

5. « Все могло бы получиться — сам Господь хранил страну…»

« Весь год мы бессмысленно пашем, и я не свозил тебя в Крым…»

« В первый раз я проснусь еще затемно…»

Героическая песнь

« Августа вторая половина, вторая половина дня…»

« Хорошо бродить по дворам Москвы, где тебя не ждут…»

1914. Оратория

1. Сербская пляска, или Баллада о большой рвоте

2. Колыбельная

3. Финальный зонг

Стансы

Холодный блюз

Письма счастья

Благодарственное

Реакционное

Островное

Бедное

Письмо историку

Спутниковое

Футурологическое

Сталинофильское

Идеологическое

Некрасовское-2

Большая элегия Джонни Деппу

Полпредное

Разногласное

Доказательное

Гомерическое

Покаянное

Предновогоднее

На два адреса

Школа жён. Пьеса ( Мольер, перевод Дмитрия Быкова)

Действие первое

Действие второе

Действие третье

Действие четвертое

Действие пятое

Ясно

Зеленое небо, лиловое облако,

Осенние сумерки, гул и прохлада.

Особая ясность, отчетливость облика

Шоссе, перелеска, высотки у МКАДа.

Такое же небо в конце навигации

Я видел у края полярного края:

Из памяти всплыло, пришло повидаться ли,

В спокойной надежде меня укрепляя?

Я помню зеленое небо Анадыря,

Над гладкими водами с пятнами масла,

Такое пустое, такое громадное,

Без слов говорящее: ясно, всё ясно.

Последнее судно уходит из гавани,

И чайки за ним устремляются свитой.

Над их голосами корявыми, ржавыми

Сгущается ночь синевой ледовитой.

Мне снятся хрущевок цветистые ящики

И школьник, живущий в хрущевке у бухты,

Спокойно смотрящий вослед уходящему

Без всякого «ах ты», без всякого «ух ты».

Я сам этот школьник, возросший в Анадыре,

Смотрящий в окно отрешенно и немо,

Не знающий всяких «а можно?», «а надо пи?»,

А знающий это зеленое небо.

Стою в полутьме, выключатель не дергаю,

И молча смотрю — не без сладкой щекотки —

На город, вплывающий в долгую, долгую,

Для многих последнюю зиму Чукотки.

Другого величия нам не обломится,

Но сладко — взамен паникерства и пьянства —

Смотреть на стеклянную трубку барометра,

Без слов говорящего: ясно. Всё ясно.

Новая одиссея

Пока Астреев сын Борей мотал меня среди зыбей,

Прислуга делалась грубей, жена седела.

Пока носился я по морю под названьем Эге-гей —

Итака тоже сложа руки не сидела.

Богов безжалостных коря, мы обрывали якоря,

В сознанье путались моря, заря рдела,

Дичают земли без царей, и, помолясь у алтарей,

Она отправилась ко мне, а я к ней.

Теперь мужайся и терпи, мой край, сорвавшийся с цепи,

Мой остров, каменный и малогабаритный.

Циклоп грозил тебе вдогон, швырял обломки листригон,

Проплыл ты чудом между Сциллой и Харибдой,

Мой лук согнули чужаки, мой луг скосили мужики.

Служанки предали, и сын забыл вид мой,

Потом, накушавшись мурен, решил поднять страну с колен,

Потом, наслушавшись сирен, попал в плен.

Когда окончится война, нельзя вернуться ни хрена.

Жена и дочка вместо книг читают карту,

И мать взамен веретена берет штурвал — удивлена.

Не знаю, как там Менелай попал на Спарту,

Не знаю, как насчет Микен,— ведь мы не видимся ни с кем,—

Но мир, избавившись от схем, готов к старту.

Под Троей сбились времена: стационарная страна

И даже верная жена идет на.

И вот нас носит по волне: то я к тебе, то ты ко мне,

Невольник дембеля и труженица тыла;

Твердела твердь, смердела смерть, не прекращалась круговерть,

А нас по-прежнему друг к другу не прибило.

Вот дым над отчею трубой, и море выглядит с тобой

Обрывком ткани голубой с куском мыла,—

И, проплутавши десять лет, ты вовсе смылишься на нет,

А там и след сотрется твой, и мой след.

В погожий полдень иногда, когда спокойная вода

Нам не препятствует сближаться вдвое-втрое,

Я вижу домик и стада, мне очень хочется туда,

Но что мне делать, господа, при новом строе?

Седой, не нужный никому, в неузнаваемом дому,

Я б позавидовал тому, кто пал в Трое.

И нас разносит, как во сне, чтоб растворить в голубизне.

Кричу: ты помнишь обо мне? Кричит: да.

Обратный отсчет

До чего я люблю это чувство перед рывком:

В голове совершенный ревком,

Ужас ревет ревком,

Сострадания нет ни в ком,

Слова ничего не значат и сбились под языком

В ком.

До чего я люблю эту ненависть, срывающуюся на визг,

Ежедневный набор, повторяющийся, как запиленный диск,

В одном глазу у меня дракон, в другом василиск,

Вся моя жизнь похожа на проигранный вдрызг

Иск.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"237215","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.