ЛИБРИО    

Читать "Секретные инструкции ЦРУ и КГБ по сбору фактов, конспирации и дезинформации" - Попенко Виктор Николаевич - Страница 1 -

В. Н. Попенко

Секретные инструкции ЦРУ и КГБ

по сбору фактов, конспирации и дезинформации

О книге

В ЦРУ, как и в любой другой подобной организации, сведения о применявшейся разведывательной технике и все документы, относящиеся к разведке, всегда хранились за семью печатями.

Однако крах Советского Союза позволил ЦРУ снять гриф секретности с части своих архивных данных и приоткрыть рядовым посетителям доступ к рассекреченным в официальном порядке образцам шпионской техники времен «холодной войны». Экспонаты (порядка 3,5 тысяч) хранятся в музее ЦРУ (CIA Museum), расположенном в штаб-квартире этого разведывательного ведомства в Лэнгли (штат Вирджиния). Там представлена как техника агентов ЦРУ, так и их «коллег» из КГБ.

Если раньше в музей могли попасть только сотрудники этого управления, то с окончанием «холодной войны» музей был открыт для широкой публики и туда организовывались экскурсии для туристов, но после 11 сентября 2001 г. он снова был закрыт для свободных посещений. Однако экспонаты музея не остались взаперти: сотрудниками музея регулярно проводятся открытые выездные выставки, где на шпионскую технику могут посмотреть все желающие. Основные экспонаты выставляются в Президентских библиотеках, крупных музеях и образовательных учреждениях США. Сами сотрудники музея видят в этих выставках не просто демонстрацию экспонатов широкой публике, но и возможность помочь ЦРУ добиться в обществе более полного и правильного понимания роли разведки в современном мире. И не зря девиз музея ЦРУ: «Inform, Instruct, Inspire» – « Информировать, обучать, воодушевлять».

А в 2002 году в самом центре Вашингтона открылся « Международный музей шпионажа» (The International Spy Museum), где каждый посетитель может ознакомиться с несколькими сотнями экспонатов: зажигалками-фото-аппаратами, подслушивающими устройствами, скрытыми видеокамерами, шифровальными машинами и другой техникой времен «холодной войны», широко представленной на стендах. Каждый из посетителей может почувствовать себя спецагентом: при музее имеется магазин, в котором можно приобрести шпионскую атрибутику.

Что же касается письменных источников, то в постсоветский период в массовом порядке начали выходить мемуары бывших секретных агентов ЦРУ, в которых они рассказывали о своей работе в этой организации. В последнее время эти публикации стали достаточно подробными и откровенными для того, чтобы составить относительно полную картину работы секретных агентов ЦРУ в период «холодной войны», начиная от подачи заявления кандидата о приеме на службу и его учебе в разведшколе и заканчивая подробностями основных операций агента в зарубежных странах.

Таким образом, у широкой аудитории появилась возможность из разных источников ознакомиться со шпионским снаряжением и методами работы американских рыцарей плаща и кинжала времен «холодной войны», начавшейся в 1946 году речи У. Черчилля в Фултоне и закончившейся в 1991 году развалом СССР.

В данной книге, основанной на зарубежных публикациях, обобщены основные моменты, связанные как с подготовкой агентов в школе ЦРУ, так и с их дальнейшей работой в реальной обстановке в разных странах, а также представлены некоторые технические устройства и приспособления, применявшиеся сотрудниками спецслужб обеих сверхдержав в своей нелегальной деятельности в период «холодной войны».

Относительно представленной в книге программы подготовки курсантов в школе. Забрасываемый в Советский Союз агент кроме безупречного знания языка должен был знать характер и своеобразный быт советских людей. Так, если агенты, работающие в западных странах, могли при необходимости свободно купить любую нужную аппаратуру в магазине, например миниатюрный фотоаппарат или радиостанцию, то в СССР это было проблематично, если вообще возможно. Поэтому отдельное внимание в разведшколе уделялось изучению стандартной советской бытовой фото– и радиотехники, которой агент смог бы воспользоваться при отсутствии у него возможности получить требуемую в нужный момент спецтехнику из Центра.

Курсантами-«русистами» изучалось вообще всё, что могло использоваться агентом на месте и чему он смог бы научить местных непрофессиональных агентов. Например, как обращаться с разными фотоаппаратами и какие при этом нужны фотоматериалы, как переделать радиоприемник в передатчик, как использовать обычный микроскоп для чтения полученных сверхминиатюрных сообщений, как приспособить стандартный микрофон от магнитофона в качестве подслушивающего устройства, как в обычной хозяйственной сумке или портфеле устроить скрытую фотокамеру, как из приобретенных в местной аптеке препаратов изготовить зажигательную смесь, как оборудовать тайник в купленном в мебельном магазине письменном столе и т. д.

Так как в книге приводится программа подготовки курсантов школы ЦРУ, взятая из времен «холодной войны», то читателю нужно иметь в виду, что встречающиеся в тексте слова и выражения типа «современный», «сейчас», «новшество», «в настоящее время», «в данный момент», «новые технологии», «новые системы», «новые направления», «последние разработки» и другие подобные словосочетания употребляются по отношению к означенному периоду – до 1991 года.

Конечно, у человека XXI века может вызвать улыбку упоминание о шпионских фотоаппаратах в наручных часах как о «поражающих воображение», или, например, о таких «новинках» как ручной сканер, цифровая фотокамера или слезоточивый газ в авторучке. Но для того времени это было в диковинку.

Впрочем, нельзя сказать, что вся представленная в книге техника безнадежно устарела; в основном это можно отнести к электронике, а, например, все огнестрельное и холодное оружие, разработанное в ЦРУ десятилетия назад, готово к бою хоть сейчас. Да и не все фотоаппараты сдали свои позиции. Так, например, миниатюрная камера «Minox», выпуск которой начался еще перед Второй мировой войной, до сих пор используется агентами.

Несмотря на то, что техника времен «холодной войны» и утратила свою актуальность, но кое-какие из представленных в книге образцов и сегодня могут сгодиться в дело.

Что же касается собственно методов работы разведслужб, то они тем более не устарели. И не устареют, вероятно, еще очень долго.

Сокращения, применяемые в книге

АНБ – Агентство национальной безопасности США

ВВС – военно-воздушные силы США

ВМС – военно-морские силы США

НУАР – Национальное управление аэрокосмической разведки США

МО – Министерство обороны США

РА – Главное управление исследований и анализа США

РУМО – Разведывательное управление министерства обороны США

СНБ – Совет национальной безопасности США

УСС – Управление стратегических служб США

УРИ – Управление разведки и исследований государственного департамента США

УКП – Управление координации политики США

ЦРУ – главная разведывательная служба США

Разведывательное сообщество США

В США имеется несколько разведывательных служб, принадлежащих различным ведомствам. Эти службы входят в состав Разведывательного сообщества США.

К их числу относятся:

–  Центральное разведывательное управление ( ЦРУ);

–  Агентство национальной безопасности ( АНБ);

–  Разведывательное управление министерства обороны ( РУМО);

–  Управление разведки и исследований государственного департамента ( УРН);

–  Федеральное бюро расследований ( ФБР);

–  Национальное управление аэрокосмической разведки ( НУАР):

–  Разведывательные службы военного министерства, ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США;

–  Разведывательные подразделения министерств торговли, финансов и энергетики.

Каждой из этих разведывательных служб определен свой круг задач. Разведывательное управление министерства обороны координирует деятельность и согласовывает политику разведывательных служб Армии, ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты. Административно независимое от ЦРУ, РУМО является орудием Комитета начальников штабов в сфере разведки. Военные атташе в американских посольствах отчитываются в своей деятельности только РУМО.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"241710","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.