ЛИБРИО    

Читать "Энциклопедия заблуждений. Третий рейх" - Лихачева Лариса Борисовна, Соловей Мария Александровна - Страница 1 -

Annotation

Третий рейх, по замыслам его создателей, должен был просуществовать не менее тысячи лет, а протянул всего 12. Однако за такой короткий для истории промежуток времени государство, созданное Гитлером, успело развязать самую кровавую в мировой истории войну, оставить после себя миллионы трупов и десятки миллионов разбитых судеб, разрушенные города и сожженные деревни. Казалось бы, после всего этого фашизм должен быть отправлен на свалку истории. Однако человеческая память оказалась слишком короткой, а фашизм — слишком живучим. В результате появилось множество заблуждений, основанных либо на сочувствии этой идеологии, либо на полном ее неприятии. На самом же деле история нацистской Германии была гораздо сложнее и трагичнее.

Авторы данной книги при оценке Третьего рейха и его лидеров попытались отойти от тех двух цветов — черного и белого, — которыми традиционно раскрашивают историю государства, строившегося на века, но просуществовавшего всего двенадцать лет…

1

А

Адольф-законник. Узурпировал ли Гитлер государственную власть?

Анна Франк. Погибла ли она в газовой камере?

Арийская внешность. Можно ли назвать нацистских бонз «белокурыми бестиями»?

Атомная бомба. Было ли у Третьего рейха атомное оружие?

Б

« Барбаросса» против Сталина. Тупой и еще тупее

Болезни Гитлера. Ихь бин больной?

Борман. Где и когда он умер?

В

Вагнер. Насколько Третий рейх любил его музыку?

Военный фундамент вермахта. Ковался ли в СССР фашистский меч?

Восточная политика. Какое будущее готовило руководство Третьего рейха покоренным народам СССР?

Г

Гейдрих. Кто был главным «преступником против человечества»?

Гесс. Английская миссия наци № 2

Гесс. Двойник или оригинал сидел в тюрьме « Шпандау»?

Гесс. Какие лишения испытывал нацистский преступник в тюрьме?

Гесс. Кто помог ему умереть?

Гитлерюгенд. Всегда готовы

« Граф Шпее». « Варяг» немецкого военно-морского флота

Гудериан. Был ли он любимцем Гитлера?

Д

Дезертир? Как Гитлер от армии «косил»

Дениц. Сколько фюреров было в Третьем рейхе?

Душегубка. Кто придумал «газенваген»?

Е

Ева Браун. Сколько лет оставалось до «серебряной свадьбы»?

Еврейские солдаты вермахта. По ту сторону Холокоста

« Еврейский вопрос». Скрывал ли Гитлер факт геноцида?

Ж

Женщины Адольфа Гитлера. Был ли фюрер однолюбом?

К

Кейтель. Фельдмаршал, который хотел быть фермером

Концлагеря. Правда о лагерях смерти

Заблуждение первое. « Освенцим» — «лагерь труда и отдыха»

Заблуждение второе. Все концлагеря были лагерями смерти

Заблуждение третье. Узниками «кацет» были евреи и другие «расово неполноценные» народы

Заблуждение четвертое. Заключенные лагерей умирали быстро

Заблуждение пятое. Немецкие медики никогда не пересекали колючую проволоку

Л

« Лебенсборн». Была ли семья ячейкой нацистского общества?

Любовницы Третьего рейха. Каким был моральный облик нацистских бонз?

М

« Майн кампф». Кто был автором главного бестселлера Третьего рейха?

Манштейн. Всегда ли он был согласен с фюрером?

« Марш авиаторов». В чьем пропеллере и чьих границ дышит спокойствие?

Менгеле. Настигло ли Доктора Смерть заслуженное возмездие?

Миллион против своих. Сколько советских граждан служило в армии Третьего рейха?

Миф о добром барине. Причастен ли Гитлер к массовым убийствам?

Мыло из заключенных. Отмоет ли оно репутацию фашистских палачей?

Н

Начало Второй мировой войны. Возможен ли был Варшавский «сговор»?

Начало сближения Третьего рейха и СССР. Какова предыстория «пакта Молотова- Риббентропа»?

НСДАП. Партия рабочих и крестьян?

О

Оккультизм в Третьем рейхе. Чему поклонялись фашисты?

« Окончательное решение». Как нацисты собирались решать «еврейский вопрос»?

П

Паулюс. За какие успехи он стал фельдмаршалом?

Подводный флот Третьего рейха. Заблуждения морских глубин

Покушения на Гитлера. Кто хотел гибели великого фюрера?

Р

Рейхстаг. Привычка поджигать парламент

Рихтгофены. Кто из них внес вклад в развитие люфтваффе?

С

СА. Были ли штурмовики настоящими мужчинами?

Свастика. Кто придумал фашистский крест?

Сепаратные переговоры. О чем договаривались союзники за спиной Сталина?

Скорцени. Был ли Человек со шрамом военным преступником?

Смерть Геринга. Кто помог ему избежать виселицы?

Т

Танковое превосходство Третьего рейха. Чья броня была крепка и чьи танки были быстры?

Третий рейх. К какому Риму ведут все дороги нацистских идеологов?

Ф

Фамилия для Адольфа. Как вы судно назовете, так оно и поплывет

Фельдмаршалы в плену. Только ли Паулюс побывал в сталинских лагерях?

« Фольксваген». Был ли Третий рейх родиной «народного автомобиля»?

Х

Холокост. Когда начались гонения евреев?

Ч

Чернорабочие войны. Являлись ли военные нацистскими преступниками?

Ш

Шиндлер. Гордятся ли им земляки?

Шиндлер. Кто составил знаменитый «список Шиндлера»?

« Шмайссер». Прощай, оружие…

Шпионы. Что губило немецких разведчиков?

Штирлиц. Просил ли Мюллер полковника Исаева остаться?

Штирлиц. Резидент ошибся

Э

Эйхман. Кто наказал «разработчика» политики Холокоста?

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Все книги автора

Эта же книга в других форматах

Приятного чтения!

1

От авторов

Война — это мир.

Свобода — это рабство.

Незнание — сила. Джордж Оруэлл «1984»

Третий рейх, по замыслам его создателей, должен был просуществовать не менее тысячи лет. На самом деле он протянул всего 12. Однако за такой короткий для истории промежуток времени государство, созданное Гитлером, успело развязать самую кровавую в мировой истории войну, оставить после себя миллионы трупов и десятки миллионов разбитых судеб, разрушенные города и сожженные деревни. Казалось бы, после всего этого фашизм как идеология, как политическое учение, как практика государственного строительства должен быть отправлен на свалку истории. Но человеческая память оказалась слишком короткой, а фашизм — слишком живучим. Внуки солдат, которые, надев кованые ботинки, уничтожили «тысячелетний» Рейх, начали задумчиво рассуждать о том, что если бы «немцы нас тогда завоевали, жили бы сейчас, как люди». Не удивительно, что для реанимации людоедских идей основателя Третьего рейха услужливые ученые начали переписывать историю не только Второй мировой войны, но и гитлеровской Германии в целом. Если верить этим достойным ученикам Геббельса, то не было ни лагерей смерти, ни массового геноцида народов Европы, ни бесчеловечной восточной политики. Сегодня с помощью умело навязанных мифов и искусственно созданных заблуждений в общественном сознании формируется образ некоего «фашизма с человеческим лицом».

С другой стороны, еще с советских времен сохранилось множество стереотипов, основанных на старых фильмах, в которых нацисты — от вождей Рейха до простых солдат — изображались в карикатурном виде. Они отдавали нелепые приказы или нелепо их исполняли, а при первой же опасности поднимали вверх руки и истерически кричали: « Гитлер капут!»

На самом же деле история Третьего рейха была гораздо сложнее и трагичнее. Самые кровавые палачи в свободное от массовых казней и пыток время вели себя, как добропорядочные бюргеры, хорошие мужья, заботливые отцы, хотя это и не делает их преступления менее страшными. В то же время некоторые бонзы Третьего рейха далеко не всегда разделяли нацистскую идеологию, и поскольку они не отдавали приказы уничтожать мирное население, то даже по решению трибуналов, организованных победителями Второй мировой войны после разгрома гитлеровской Германии, военными преступниками не считаются. Хрестоматийными заблуждениями являются и представления о том, что все фашистское руководство являло собой образец «истинных арийцев», а человеку с еврейской кровью в гитлеровском государстве была уготована одна дорога — в газовую камеру. Не совсем верно и то. что фашистская Германия, напавшая на СССР, превосходила своего противника в техническом оснащении — по количеству и качеству танков и самолетов.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"241797","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.