ЛИБРИО    

Читать "Миг-17" - Иванов С. В. - Страница 1 -

С. В. Иванов

Ми Г-17

( Война в воздухе – 127)

« Война в воздухе» №127, 2005 г. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. Редактор-составитель Иванове. В. При участии ООО « АРС». Лицензия ЛB №35 от 29.08.97 © Иванов С. В., 2004 г. Издание не содержит пропаганды и рекламы. Отпечатано в типографии « Нота» г. Белорецк. ул. Советская, 14 Тираж: 300 жз.

Введение

Северовьетнамский Ми Г-17 Ф на полном форсаже атакует воздушного пирата – истребитель-бомбардировщик F-105 « Тандерчиф» ВВС США. Американские пилоты неожиданно обнаружили, что Ми Г-17 очень проворен в воздушном бою.

Для своего времени истребитель Ми Г-17 был великолепен: маневренный и простой в эксплуатации. Ми Г-17 ПФ стал первым всепогодным истребителем-бомбардировщиком ВВС Советского Союза и стран Варшавского блока. На снимке – перехватчик Ми Г-17 ПФ ВВС ННА ГДВ с бортовым номером «458» красного цвета, фактически – самолет Lim-5P польской постройки.

Истребители Ми Г-17 пришли в советских ВВС на смену истребителям Ми Г-15. Ми Г-17 заслужил репутацию высокоманевренного, надежного и простого в обслуживании самолета-истребителя. Ми Г-17 стал одним из самых экспортируемых военных самолетов своего времени, истребители данного типа состояли на вооружении ВВС стран Восточной Европы, Ближнего Востока, Африки и Азии, принимали участие во множестве войн и вооруженных конфликтов. В годы вьетнамской войны истребители Ми Г-17 успешно действовали против более современных американских самолетов. Высокая маневренность и мощное пушечное вооружение Ми Гов произвели огромное впечатление на американцев, многие янки тогда успели удивиться последний раз в жизни… Накануне Вьетнама пушечное вооружение самолета-истребителя уже считалось анахронизмом, но воздушные бои в небе Индокитая с участием Ми Г-17 опять поставили на повестку дня вопрос о бортовом стрелковом оружии. Самолеты воздушного боя 4-го поколения проектировались уже с пушечным вооружением.

И через полвека после своего первого полета истребители Ми Г-17 по-прежнему остаются в строю ВВС ряда недоразвитых стран мира. Все пилоты, освоившие Ми Г- 17, отмечали легкость управления и надежность этого аэроплана.

В конце 40-х между Свободным миров, миром Западной Демократии и Общечеловеческих Ценностей, и коммунистическим миром, античеловеческой диктатурой, опустился Железный Занавес. Началась Холодная война. В 1948 г. СССР фактически ввел сухопутную блокаду Западного Берлина, но страны Запада сумели организовать воздушный мост, снабжая население Западжного Берлина по воздуху всем необходимым. Противостояние коммунизма и демократии еще более усилилось с подписанием в феврале 1950 г. между СССР и Красным Китаем договора о дружбе и взаимном сотрудничестве. « Москва – Пекин, идут народы!», – от такого количества шагающего в ногу народа акулам капитализма и наймитам империализма впору было хвататься за голову.

Прототип истребителя Ми Г-17 – самолет СИ-2. Первый полет прототип выполнил 1 февраля 1950 г. Летал летчик-испытатель Иван Иващенко. Самолет был модернизирован из Ми Г-15бис путем установки нового крыла и вертикального оперения. Самолет разбился 20 марта 1950 г., пилот погиб.

СИ-02

Ми Г-17

Проект СН

Ми Г-17 Ф

Ми Г-17 ПФ

Lim-6bis

Ми Г-17 ПФ

JJ-5

Самолет СИ-2 ( И-330) получил новое крыло с тремя вертикальными перегородками на каждой плоскости. В корневой части крыло имело стреловидность 49 градусов по передней кромке, на концах – 45,5 градусов.

В этот период в СССР предпринимались гигантские усилия по части преодоления отставания в военной авиации от стран Запада. Одним из результатов большого и напряженного труда всех советских людей, всего народа, стало создание истребителя Ми Г-15, выполнившего первый полет в декабре 1947 г. Годом позже самолет был запущен в массовое производство.

Испытания Ми Г-15 выявили ряд недостатков, особенно в части устойчивости и управляемости при полете с большими числами М. Результаты испытаний самым тщательным образом анализировались в ЦАГИ и ОКБ Микояна. Однако внедрить в конструкцию самолета радикальные изменения без снижения объема производства не представлялось возможным, а самолетов требовалось как можно больше и как можно быстрее.

На больших околозвуковых скоростях полета самолет Ми Г-15 становился плохо управляемым и не устойчивым по курсу, резко падала угловая скорость крена. Среди других недостатков самолета отмечались: отсутствие воздушных тормозов и неэффективность тормозов колес шасси. Самолет также обладал тенденцией к сваливанию и легко входил в штопор. Сваливание на малых высотах почти всегда оканчивалось трагически.

Третий прототип СИ-02 (бортовой номер «671» красного цвета). Снимок сделан на аэродроме, расположенном в окрестностях платформы « Отдых» Казанского направления Московской железной дороги. Как и другие прототипы, самолет СИ-02 был модернизирован из Ми Г-15бис, в отличие от других прототипов СИ-02 имел новые створки ниш основных опор шасси.

Ми Г-15 ЛЛ (проект « СЭ»)

В 1949 г. в полете со снижением Ми Г- 15 впервые преодолел звуковой барьер (спорная информация). Согласно РЛЭ ( Руководство по летной эксплуатации) максимальная скорость истребителя Ми Г-15бис была ограничена М=0,92. Группа товарищей во главе с конструкторами И. М. Пашковским и М. И. Мазурским занялась модернизацией самолета с целью увеличения его максимальной скорости до М=1.

Обычный серийный истребитель Ми Г- 15бис доработали для проведения испытаний в полетах на больших скоростях. В недрах фирмы проект получил шифр « СЭ», публичное обозначение у самолета было Ми Г-15 ЛЛ ( Летающая Лаборатория). От обычного Ми Г-15 его отличало только вертикальное оперение увеличенной площади. Вооружение не снималось.

В первом испытательном полете, который состоялся 21 сентября 1949 г., летчик- испытатель А. М. Тютерев достиг скорости М=0,97 с пологом пикировании с высоты 12 ООО м. Тремя днями позже Тютерев разогнался до скорости М=0,985, стало ясно, что превысить заветное число М=1 самолет не способен. На большой околозвуковой скорости начиналась валежка влево, парировать которую пилот не мог физически. Ми Г-15 ЛЛ вернули на доработку. Площадь вертикального оперения увеличили еще в большей степени, установили гидравлические бустеры БУ-1 У в канал управления рулем направления. Доработки заняли месяц, после чего самолет опять появился на летном поле Опытного аэродрома.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"242811","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.