ЛИБРИО    

Читать "Избранные произведения" - Херасков Михаил Матвеевич (?) - Страница 1 -

М.  ХЕРАСКОВ

ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА

РОССИАДА

Песнь первая[1]

Пою от варваров Россию свобожденну, Попранну власть татар и гордость низложенну; Движенье древних сил, труды, кроваву брань, России торжество, разрушенну Казань. Из круга сих времен спокойных лет начало, Как светлая заря, в России воссияло. О ты, витающий превыше светлых звезд, Стихотворенья дух![2] приди от горних мест, На слабое мое и темное творенье Пролей твои лучи, искусство, озаренье! Отверзи, вечность! мне селений тех врата,[3] Где вся отвержена земная суета, Где души праведных награду обретают, Где славу, где венцы тщетою почитают; Перед усыпанным звездами алтарем, Где рядом предстоит последний раб с царем; Где бедный нищету, несчастный скорбь забудет, Где каждый человек другому равен будет. Откройся, вечность, мне, да лирою моей Вниманье привлеку народов и царей. Завеса поднялась!.. Сияют пред очами Герои, светлыми увенчанны лучами. От них кровавая казанская луна Низвергнута во мрак и славы лишена. О вы, ликующи теперь в местах небесных, Во прежних видах мне явитеся телесных! Еще восточную России древней часть Заволжских наглых орд[4] обременяла власть; На наших пленниках гремели там оковы, Кипели мятежи, росли злодейства новы; Простерся бледный страх по селам и градам, Летало зло за злом, беды вослед бедам; Курений алтари во храмах не имели, Умолкло пение, лишь бури там шумели; Без действа в поле плуг под тернами лежал, И пастырь в темный лес от стада убежал. Когда светило дня к полуночи взирало, Стенящу, страждущу Россию обретало. В ее объятиях рожденная Казань Из томных рук ее брала позорну дань; Сей град, российскими врагами соруженный, На полночь гордою горою возвышенный, Подняв главу свою, при двух реках стоит,[5] Отколе на брега шумящей Волги зрит. Под тению лесов, меж пестрыми цветами Поставлен Батыем ко северу вратами, Чрез кои в сердце он России выбегал, Селенья пустошил и грады пожигал. С вершины видя гор убийства и пожары, Где жили древние российские болгары, Разженны верою к закону своему, Казань, поверженна в магометанску тьму, В слезах на синий дым, на заревы взирала И руки чрез поля в Россию простирала; Просила помощи и света от князей, Когда злочестие[6] простерло мраки в ней. Подвигнуты к странам природным сожаленьем, Народа своего бедами и томленьем, На части полночь[7] всю расторгшие князья Смиряли наглых орд, во бранях кровь лия. Но как российские Ираклы ни сражались, Главы у гидры злой всечасно вновь рождались, И, жалы отрастив в глухих местах свои, Вползали паки в грудь России те змеи. Драконова глава лежала сокрушенна, Но древня злоба в нем была не потушенна; Под пеплом крылся огнь и часто возгорал, Во смутны россов дни он силы собирал; Неукротимых орд воскресла власть попранна Во время юности второго Иоанна. Сей деда храброго венчанный славой внук Едва не выпустил Казань из слабых рук; Смутился дух его несчастливым походом, Где он начальствовал в войне прошедшим годом, Где сам Борей воздвиг противу россов брань, Крилами мерзлыми от них закрыв Казань; Он мрачной тучею и бурями увился, Подобен грозному страшилищу явился, В глухой степи ревел, в лесу дремучем выл, Крутился между гор, он рвал, шумел, валил, И, волжские струи на тучны двигнув бреги, Подул из хладных уст морозы, вихрь и снеги; Их пламенная кровь не стала россов греть, Дабы в наставший год жарчее воскипеть. В то время юный царь в столицу уклонился, Где вместо гласа труб забавами пленился. О ты, на небесах живущий в тишине! Прости, великий царь, мою отважность мне, Что утро дней твоих во тьме дерзну представить, Пресветлый полдень твой громчае буду славить; Велик, что бурю ты вкруг царства укротил, Но больше, что страстям душевным воспретил. Увидев, что Москва, оставив меч, уснула, Трепещуща луна из облак проглянула; Храняща ненависть недремлющи глаза От Волги поднялась как страшная гроза; Орда, нарушив мир, оковы разрывала И, злобой движима, мутилась, бунтовала, И стала воздымать главу и рамена, Россию утеснить, как в прежни времена. Сей страшный исполин в российски грады входит, Убийства, грабежи, насильства производит; Рукою меч несет, другой звучащу цепь, Валятся стены вкруг, томится лес и степь. Уже велением коварныя Сумбеки[8] В Казани полились российской крови реки; И, пламенник нося, неукротимо зло Посады в ярости московские пожгло; В жилища христиан с кинжалом казнь вступила, И кровь страдальческа на небо возопила; Там плач, уныние, сиротствующих стон; Но их отечество сей вопль вменяло в сон.[9] Алчба, прикованна корыстей к колеснице,[10] В российской сеяла страдание столице. О благе собственном вельможи где рачат, Там чувства жалости надолго замолчат. Москва, разимая погибелию внешной, От скорбей внутренних явилась безутешной. Сокрылась истина на время от царя; Лукавство, честь поправ, на собственность воззря, В лице усердия в чертогах появилось, Вошло, и день от дня сильняе становилось. Там лесть представилась в притворной красоте, Котора во своей природной наготе Мрачна как ночь, робка, покорна, тороплива, Пред сильными низка, пред низким горделива, Лежащая у ног владетелей земных, Дабы служити им ко преткновенью их. Сия, природну желчь преобратив во сладость, В забавы вовлекла неосторожну младость; Вельможи, выгоде ревнующи своей, Соединилися, к стыду державы, с ней; И лесть надежные подпоры получила, От царского лица невинность отлучила. Гонима, истина, стрелами клеветы, Что делала тогда? В пещеры скрылась ты! Во смутны времена еще вельможи были, Которы искренно отечество любили; Соблазны счастия они пренебрегли, При явной гибели не плакать не могли; Священным двигнуты и долгом, и законом, Стенать и сетовать дерзали перед троном; Пороков торжество, попранну правду зря, От лести ограждать осмелились царя. Вельможи в сединах монарха окружают, Их слезы общую напасть изображают; Потупленны главы, их взоры, их сердца, Казалося, туман простерли вкруг венца; На смутных их челах сияет добродетель, В которых свой позор прочесть бы мог владетель. Дух бодрости в тебе, вещают, воздремал! Но царь, то зная сам, их плачу не внимал. Уныл престольный град, Москва главу склонила, Печаль ее лицо, как ночь, приосенила; Вселилась в сердце грусть и жалоба в уста, Тоскуют вкруг нее прекрасные места; Унынье, растрепав власы, по граду ходит, Потупив очи вниз, в отчаянье приводит, Биет себя во грудь, реками слезы льет; На стогнах торжества, в домах отрады нет; В дубравах стон и плач, печаль в долинах злачных; Во граде скопища, не слышно песней брачных; Всё в ризу облеклось тоски и сиротства, Единый слышен вопль во храмах божества. Грызомая внутри болезнью всеминутной, Казалася Москва воде подобна мутной, Которая, лишась движенья и прохлад, Тускнеет, портится и зарождает яд. Народ отчаянный, гонимый, утомленный, Как будто в Этне огнь внезапно воспаленный, Лесистые холмы, густые древеса С поверхности горы бросает в небеса. Народ возволновал!.. Тогда, при буйстве яром, От искры наглый бунт[11] великим стал пожаром; По стогнам разлился, на торжищах горит, И заревы Москва плачевных следствий зрит. Противу злых вельмож мятежники восстали, Которы строгости царевы подгнетали, Которы душу в нем старались возмущать, Дабы при буре сей Россию расхищать. Два князя Глинские смятенья жертвой были, Единого из них мятежники убили, Другой пронырствами от них спастись умел И новой бурею от трона восшумел. Простерся мщенья мрак над светлым царским домом, Непримирима власть вооружилась громом, Разила тех мужей, разила те места, Где правда отверзать осмелилась уста; Поборники забав награды получали, А верные сыны, восплакав, замолчали. Россия, прежнюю утратив красоту И видя вкруг себя раздор и пустоту, Везде уныние, болезнь в груди столицы, Набегом дерзких орд отторженны границы, Под сенью роскошей колеблющийся трон, В чужом владении Двину, Днепр, Волгу, Дон И приближение встречая вечной ночи, — Возносит к небесам заплаканные очи, Возносит рамена к небесному отцу, Колена преклонив, прибегла ко творцу; Открыла грудь свою, грудь томну, изъязвленну, Рукою показав Москву окровавленну, Другою — вкруг нее слиянно море зла; Взрыдала, и рещи ни слова не могла. На радужных зарях превыше звезд седящий, Во бурях слышимый, в перунах бог гремящий, Пред коим солнечный подобен тени свет, В ком движутся миры, кем всё в мирах живет, Который с небеси на всех равно взирает, Прощает, милует, покоит и карает, Царь пламени и вод, — познал России глас; И, славы чад своих последний видя час, Дни горести ее в единый миг исчислил; Он руку помощи простерти к ней помыслил. Светлее стали вдруг над нею небеса, Живительная к ней пустилася роса, Ее печальну грудь и взоры окропила, Мгновенно томную Россию подкрепила; Одела полночь вкруг румяная заря, На землю ангели, в кристальну дверь смотря, Составили из лир небесну гармонию И пели благодать, венчающу Россию. Тогда единому из праведных мужей, Живущих в лепоте божественных лучей, Господнему лицу во славе предстоящих И в лике ангелов хвалу его гласящих, Всевышний рек: « Гряди к потомку твоему, Дай видеть свет во тьме, подай совет ему; В лице отечества явися Иоанну, Да узрит он в тебе Россию всю попранну!..» Скорей, чем солнца луч, текущего в эфир, Летящий средь миров, как веющий зефир, Небесный муж в страну полночную нисходит, Блистательну черту по воздуху проводит; Закрытый облаком, вступает в царский дом, Где смутным Иоанн лежал объятый сном; С пришествием его чертоги озарились, Весь град затрепетал, пороки в мрак сокрылись. Является царю сия святая тень Во образе таком, в каком была в той день, В который, в мире сем оставив зрак телесный, Взлетела, восстенав, во светлый дом небесный; Потупленна глава, лежаща на плечах, Печальное лицо, померклый свет в очах, Мечом пронзенна грудь, с одежды кровь текуща, — Трепещущая тень, с молчанием грядуща, И спящего царя во ужас привела, Приблизилась к нему и так ему рекла: « Ты спишь, беспечный царь, покоем услажденный, Весельем упоен, к победам в свет рожденный; Венец, отечество, законы позабыл, Возненавидел труд, забавы возлюбил; На лоне праздности лежит твоя корона, Не видно верных слуг; ликует лесть у трона. Ты зришься тигром быть, лежащим на цветах; А мы, живущие в превыспренних местах, Мы в общей гибели участие приемлем, Рабов твоих слова в селеньях горних внемлем. « Ты властен всё творить», — тебе вещает лесть; « Ты раб отечества», — вещают долг и честь; Но гласа истины ты в гордости не внемлешь, Ты гонишь искренность, безбожну ложь объемлешь. Мы, князи сей страны и прадеды твои, Мы плачем, взор склонив в обители сии, Для вечных радостей на небо восхищенны, Тобой и в райских мы селеньях возмущенны; О россах стонем мы, мы стонем о тебе; Опомнись! нашу скорбь представь, представь себе; О царстве, о себе, о славе ты помысли, И избиенных нас злодеями исчисли». Отверзлось небо вдруг вздремавшего очам, И видит Иоанн печальных предков там, Которы кровию своею увенчались, Но в прежнем образе очам его являлись: Батыев меч во грудь Олегову вонзен; Георгий, брат его, лежит окровавлен;[12] Несчастный Феогност[13] оковы тяжки носит, Отмщения ордам за смерть и раны просит; Склонив главы свои, стонают князи те, Которы мучимы в их были животе. Там видится закон, попранный, униженный, Лиющий токи слез и мраком окруженный; Погасшим кажется князей российских род; Вельможи плачущи, в унынии народ; Там лица бледные в крови изображенны, Которы в жизни их ордами пораженны; Он видит сродников и предков зрит своих, Их муки, их тоску, глубоки раны их. И тень рекла ему: « Отшед в мученье многом, Роптая на тебя, сии стоят пред богом; Последний убиен злодейскою рукой Твой предок Александр[14], я, бывший князь Тверской, Пришел с верхов небес от сна тебя восставить, Твой разум просветить, отечество избавить; Зри язвы ты мои, в очах тоску и мрак, Се точный при тебе страны российской зрак! Зри члены ты мои, кровавы, сокрушенны, И селы вобрази и грады разрушенны; Днесь тот же самый меч, которым я ражен, И тою же рукой России в грудь вонзен, Лиется кровь ее!.. Омытый кровью сею, Забыл, что бога ты имеешь судиею; Вопль каждого раба, страдание и стон, Взлетев на небеса, текут пред божий трон; Ты подданным за зло ответствовать не чаешь, Но господу за их печали отвечаешь. Вздремавшую в тебе премудрость воскреси, Отечество, народ, себя от зла спаси; Будь пастырь, будь герой, тебя твой бог возлюбит; Потомство поздное хвалы тебе вострубит. Не мешкай! возгреми! рази! так бог велел…» Вещал, и далее вещати не хотел. Чертог небесными лучами озарился, Во славе Александр в дом божий водворился. Смущенный Иоанн не зрит его во мгле; Страх в сердце ощутил, печали на челе; Мечта сокрылася, виденье отлетело, Но в царску мысль свой лик глубоко впечатлело И сна приятного царю не отдает; С печального одра он смутен восстает, Кидает грозные ко предстоящим очи. Как странник во степи среди глубокой ночи, Послыша вкруг себя шипение змиев, К убежищу нигде надежды не имев, Не знает, где ступить и где искать спасенья, При каждом шаге он боится угрызенья, ― Таков был Иоанн, напомнив страшный сон; Казалось, мерзку лесть познал внезапно он, Страшится он льстецов, им ввериться не смеет. Несчастен царь, когда он друга не имеет; Но в действо тайное хотенье произвесть, Велел в чертог к себе Адашева привесть[15]. Сей муж, разумный муж, в его цветущи лета, Казался при дворе как некая планета, Вступающа в свой путь от незнакомых мест И редко зримая среди горящих звезд. Придворные его с досадой угнетали, Но внутренно его сердцами почитали. Ада́шев счастия обманы презирал, Мирские пышности ногами попирал; Лукавству был врагом, ласкательством гнушался; Величеством души, не саном украшался; Превыше был страстей и честностию полн. Как камень посреде кипящих бурных волн, Борея не боясь, стоит неколебимо, И волны, о него бияся, идут мимо, — Адашев тако тверд среди развратов был, От мира удален, отечество любил; Спокойно в дом вступил, где грозный жил владетель. Страшится ли чего прямая добродетель! Храняща лесть еще под стражей царский двор, Увидя правду в нем, потупила свой взор; Отчаянна, бледна и завистью грызома, Испытывает всё, ждет солнца, туч и грома. Предстал почтенный муж, и честность купно с ним; Так в мраке иногда бывает ангел зрим! В объятиях своих Адашева имея, Со подданным монарх беседует, краснея: « Тебе, — в слезах он рек, — я сердце отворю; Ты честен, можешь ли не быти друг царю? Каков в пустыне был, будь верен перед троном». Тогда о страшном сне поведав с горьким стоном, « Мой бог меня смирил, — он с важным видом рек, — Я в нынешней ночи стал новый человек; Стыжусь, что я благих советов уклонился…» Восплакал Иоанн и праведным явился. Как матерь верный сын отечество любя, Адашев чаял зреть на небесах себя; На лесть взирающий, вкруг трона соплетенну, Оплакивал сей муж Россию угнетенну; В восторге рек царю: « Благословенный сон! Верь, верь мне, государь, что богом послан он; Внемли отечества, внемли невинных стону, На сердце ты носи, не на главе корону. Что пользы подданным, что есть у них цари, Коль страждет весь народ, попранны алтари, Злодейство бодрствует, а правда угнетенна; Не царь порфирою, порфира им почтенна! Довольно презирал ты сам себя и нас; Настал теперь твоей и нашей славы час!» Глаголам истины внимающий владетель Увидел с небеси сходящу добродетель: Как ангел, явльшийся Израилю в ночи,[16] Имела вкруг главы блистательны лучи; « Се верный друг тебе!» — монарху говорила, И лик Адашева сияньем озарила. Увидел царь ее в его челе черты И так воззвал к нему: « Будь мой сотрудник ты; Мне нужен разум твой, совет, твоя услуга. Всех паче благ царю искати должно друга. Вещай мне истину, ее нам грозен вид, Но вид сей от корон и тронов гонит стыд; Гони сей стыд, гони, и строгим мне советом Яви стези идти премудрости за светом!» Адашев, чувствуя, коль хитро может лесть От истины отвлечь, царя в обман привесть, Вещал: « От наших душ соблазны да отгоним, Себя от здешних стен и праздности уклоним; Небесной мудрости приобрести руно[17] Уединение научит нас одно; Премудрость гордости и лести убегает, Мирскую суету она пренебрегает, Среди развратностей гражданских не живет, В пещерах и лесах ее находит свет; Где нет тщеславия, ни льсти, ни дум смущенных, Пойдем ее искать в обителях священных, Отколе чистый дух взлетает к небесам; О царь мой! избери сию обитель сам; Россия сил еще последних не лишенна, Любовь к отечеству не вовсе потушенна; Вели собрать совет, на истину воззри И нечестивости советы разори: Увидишь славу ты парящу пред собою; Мы ради кровь пролить, теперь готовы к бою. Господь, Россия вся и весь пространный свет Ко славе, царь, тебя от праздности зовет!» Есть место на земном лице сооруженно, Сподвижником святых отшельцев освященно; Угодники, оттоль восшед на небеса, Оставили свои нетленны телеса, Которые, прияв усердное моленье, Даруют мир, покой, скорбящим исцеленье. Угодник Сергий ту обитель основал,[18] Он в малой хижине великий труд скрывал; Небесным житием сии места прославил И богу там алтарь триличному поставил;[19] Увидя стены вкруг и храмов красоту, Возможно городом почесть пустыню ту; В обитель божию сокровища внесенны Являют души к ней усердием возженны; Там холм потоком вод целебных напоен, Который Сергием из камня источен; Развесисты древа пригорок осеняют[20] И храмов на главы вершины преклоняют. То зданье к святости затем приобщено, Что славы древних лет хранит залог оно: Герои кистью тут живой изображенны, Которыми враги России низложенны; Там виден Святослав,[21] седящий на земли, Ядущий хлеб сухой и в поте, и в пыли; Он зрится будто бы простой меж ратных воин, Но древним предпочтен Атридам быть достоин. Владимир[22] меч и пальм носящ изображен, Стоит трофеями и светом окружен; У ног его лежит поверженна химера[23]; Со славой съединясь, его венчает вера. Там лавры Ярослав[24] имеет на главе; Донской[25] блистает здесь; там Невский на Неве; Там лик великого представлен Иоанна,[26] Цесарской первого короною венчанна; Победы, торжества, блистания венца К делам великим огнь внушают во сердца; Для сих причин в сей храм, ко славе предизбранна, Адашев убедил склониться Иоанна. Еще не скрылося в волнах светило дни, Достигли мирного убежища они. Сопутницей своей имея добродетель, Как будто видел рай в обители владетель: Во славе зрится бог, присутствующий там! С священным ужасом вступил в господний храм; Он ведал, что душа, на небо вознесенна, От тела своего врачебна и нетленна, Творила многие и ныне чудеса, И то сказать могла, что кроют небеса; Приходит к Сергию, мольбы ему приносит, Всевышней помощи против Казани просит, Вещая: « Муж святый! ты Дмитрию помог Татарския луны сломить кичливый рог, И мне ты помоги, дерзнув против Казани, Россию оправдать во предлежащей брани; Мое отечество, о Сергий! и твое… Возносит пред тебя моление сие!» Молитва в воздухе как дым не исчезает, Но будто молния небесный свод пронзает, На радужных она возносится крылах: Молитву искренну читает бог в сердцах; Она небесный свод и звезды сквозь преходит, В умильность ангелов, геенну в страх приводит. Мольбы его как гром пред богом раздались, Проснулася Москва, ордынцы потряслись! В сию достойную внимания годину Измеривал творец двух царств земных судьбину: Российский до небес возвысился венец, Ордынской гордости означился конец; Но победительным народам и державе Препятства предлежать в гремящей будут славе. Рассеется орда, угаснет их престол, Но россам наперед устроит много зол. Тогда господнее изрек определенье Орган небесных тайн в священном исступленье, Трепещущ, духом полн, служащий алтарю, Душ пастырь возвестил пророчества царю: « О царь! сплетаются тебе венцы лавровы, Я вижу новый трон, короны вижу новы! Но царства покорить и славу обрести, Ты должен многие страданья пренести. Гряди, и буди тверд!..» Слова произнеслися И гласом песненным по сводам раздалися. В душе монарх тогда спокойство ощутил И паки шествие ко граду обратил. Адашев к славе огнь в царе усугубляет, Написанных князей в предсении являет. « Се Рюрик, предок твой, — вещает он царю, — Троянску отрасль в нем и Августову зрю[27]; Он, силы подкрепив колеблемой державы, Потомкам начертал бессмертный образ славы. Се Ольга[28] мудрая, казняща Искорест, Лучи вокруг главы, в руках имеет крест; Коль свято царствует полночною страною! Жена прославилась правленьем и войною! Се праотцы твои! Взгляни на них, взгляни: Ты видишь славу их! колена преклони. Здесь кисть учение твое изобразует…» И деда царского Адашев указует, Который внутрь и вне спокоил царств раздор; Но, кажется, к царю суровый мечет взор И внука праздностью на троне укоряет. Краснея, Иоанн на лик его взирает, Ток слезный от стыда из глаз его течет, « Начнем, начнем войну!» — Адашеву речет. И се парящая в кругах эфирных слава Гласит: « Готовься цвесть, Российская держава!» Благочестивый дух царя в Казань ведет; Престольный град его с гремящим плеском ждет. Всевышний на него склонил свою зеницу, И царь торжественно вступил в свою столицу; Окрестности ее внезапно процвели, Во сретенье ему, казалось, рощи шли; Суровостью времен веселость умерщвленна В долинах и лесах явилась оживленна; Как будто бы струи прешедый чермных вод,[29] Ликует на холмах толпящийся народ; Подъемлет высоко Москва верхи златые, И храмы пением наполнились святые; Любовью видит царь возженные сердца, Зрит в подданных детей, они в царе — отца; На лицах радости, в очах увеселенье, И духом сладкое вкушает умиленье. Коль царь всевышню власть нечестием гневит, Натура вся тогда приемлет смутный вид; Но если под венцом сияет добродетель, Ликует весь народ, натура и владетель. Казалось, Иоанн вновь царство приобрел; Избранной думе быть в чертоги повелел;[30] Доныне стольный град стенящий, утружденный Явился, будто бы осады свобожденный.[31] вернуться

1

Россиада. Песнь первая. — Поэма состоит из двенадцати песен. В настоящем издании печатается только первая песнь.

вернуться

2

Стихотворенья дух — муза.

вернуться

3

…селений тех врата… и далее. — Описание рая.

вернуться

4

… Заволжских наглых орд… — Казанское царство. Татары основали его на территории булгар (болгар), тюркского племени.

вернуться

5

…при двух реках стоит… — Казань стоит на Волге и на реке Казанке.

вернуться

6

Злочестие — здесь: магометанство.

вернуться

7

Полночь — то есть «полночное» царство — Русская земля.

вернуться

8

Сумбека ( Сююибека) — казанская царица.

вернуться

9

Но их отечество сей вопль вменяло в сон. — Но их отечество не обращало внимания на этот вопль.

вернуться

10

Алчба, прикованна корыстей к колеснице… — жадность (вельмож), прикованная своекорыстием к царской колеснице.

вернуться

11

Наглый бунт — народное возмущение 1547 года, направленное против родственников Ивана Грозного — бояр Глинских.

вернуться

12

Батыев меч во грудь Олегову вонзен; // Георгий, брат его, лежит окровавлен… — Олег и Георгии — князья, убитые Батыем.

вернуться

13

Феогност (ум. в 1353 г.) — киевский митрополит; был пленником в золотой Орде.

вернуться

14

Твой предок Александр — князь Александр Тверской (1301–1339), убитый в орде татарами.

вернуться

15

Адашева привесть… — Адашев Алексей Федорович (ум. в 1560 г.), один из приближенных Грозного, неродовитый дворянин.

вернуться

16

Как ангел, явльшийся Израилю в ночи… — Перед исходом евреев из египетского плена Моисею явился ангел, указавший путь в обетованную землю (библ).

вернуться

17

Небесной мудрости приобрести руно… — понять волю провидения.

вернуться

18

Угодник Сергий ту обитель основал… — Сергий Радонежский (ум. в 1391 г.) основал Троице- Сергиеву лавру между 1337 и 1340 годом.

вернуться

19

И богу там алтарь триличному поставил… — Согласно учению христианской церкви, божество имеет три лика: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой.

вернуться

20

Ныне сие место большою Живоначальныя троицы церковию застроено. ( Прим. автора).

вернуться

21

Там виден Святослав… — Святослав Игоревич (ум. в 972 или 973 г.), князь Киевский, опытный военачальник, отличался скромным образом жизни.

вернуться

22

Владимир — Владимир Святославич (ум. в 1015 г.), князь Киевский.

вернуться

23

Поверженна химера — здесь в смысле: язычество.

вернуться

24

Ярослав — Ярослав Мудрый (978—1054), князь Киевский.

вернуться

25

Донской — Дмитрий Иванович Донской (1350–1389) — великий князь Московский, одержал победу над татарами в Куликовской битве в 1380 году.

вернуться

26

Там лик великого представлен Иоанна… и далее — Иван ( Иоанн) III первый назвал себя «государем всея Руси».

вернуться

27

Се Рюрик предок твой… // Троянску отрасль в нем и Августову зрю. — Согласно вымышленной генеалогии, московские цари через Рюрика вели свой род от римского императора Августа, который, по римским легендам, был потомком троянца Энея.

вернуться

28

Ольга (ум. в 969 г.) — княгиня киевская, которая, решив отомстить древлянам за убийство мужа, сожгла их город Искорест ( Искоростень).

вернуться

29

…струи прешедый чермных вод… — Спасаясь из египетского плена, евреи прошли через Красное ( Чермное) море, которое по воле бога расступилось перед ними (библ.).

вернуться

30

Избранная дума именовалась в то время вышнее правительство, что ныне Сенат. ( Прим. автора).

вернуться

31

Содержание последующих одиннадцати песен сводится к следующему. Иоанн подходит с войском к стенам Казани и подвергает ее длительной осаде. Борьбу против русских возглавляет казанская царица Сумбека и ее возлюбленный — таврийский князь Осман. Сторонником Иоанна выступает татарский князь Алей, втайне влюбленный в Сумбеку. Во время междоусобиц, возникших в осажденном городе, погибает князь Осман, а Сумбека, выданная Иоанну как заложница, становится становится женой Алея. После многократных, но безуспешных переговоров с казанцами о сдаче города, Иоанн приказывает пушкарям взорвать с помощью подкопов стены города. Заканчивается поэма торжеством русского воинства в покоренной Казани.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"246108","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.