ЛИБРИО    

Читать "Бронетранспортеры и бронемашины России. Иллюстрированный справочник" - Ильин Владимир Евгеньевич, Газенко Владимир Николаевич - Страница 1 -

В. Н. Газенко, В. Е. Ильин

Бронетранспортеры и бронемашины россии

Аннотация издательства: В справочнике представлена информация о всех типах бронеавтомобилей, бронемашин и бронетранспортеров, созданных в России в период с начала XX века по сегодняшний день. Приводится история создания и основные конструктивные особенности описываемых образцов. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей военной техники.

Прим 1. - Охватывает период до года издания - 2001

Прим 2. - Неплохой охват но расчитано скорее на первоначальное знакомство с темой.

Москва • ACT • Астрель «2001

Иллюстрированный справочник

Бронетранспортеры и бронемашины России: Иллюстрированный справочник / В. Н. Газенко, В. Е. Ильин. - М.: ООО « Издательство Астрель»: ООО « Издательство АСТ», 2001. -128 е.: ил. - ( Военная техника).

В справочнике представлена информация о всех типах бронеавтомобилей, бронемашин и бронетранспортеров, созданных в России в период с начала XX века по сегодняшний день. Приводится история создания и основные конструктивные особенности описываемых образцов.

Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей военной техники.

ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ

Идея вооружения, а потом и бронирования автомобиля возникла вскоре после его создания. В России еще в 1897 году изобретатель Двиницкий доказал возможность установки на автомобиле малокалиберного скорострельного оружия, что было подтверждено успешно проведенными испытаниями, но комиссия Артиллерийского комитета не решилась рекомендовать новую боевую машину даже к опытной постройке.

В 1900 году там же рассматривалось предложение конструктора и автозаводчика Лучкого о постройке для русского военного ведомства партии боевых автомобилей, вооруженных пулеметами. Однако и это предложение было отклонено с мотивом: « У нас не получил пока еще благоприятного решения и общий вопрос о применении автомобилей к военным целям».

Бронеавтомобиль М. А. Накашидзе

Первый боеспособный бронеавтомобиль - «моторный военный вагон» - был продемонстрирован 4 апреля 1902 года[1*] в Лондоне английским инженером Фредериком Симмсом. Проект был разработан к лету 1898 года и был приобретен фирмой « Виккерс, сын и Максим», которая и осуществила постройку. Машина имела 6-мм открытый бронированный корпус, три пулемета закрывались щитами. Работавший на тяжелом топливе четырехцилиндровый двигатель « Даймлер» развивал мощность 1б л. с. Но английское военное министерство оказалось столь же недальновидным, как и русское: оно отвергло идею Симмса. В том же году французская фирма « Шарон, Жирардо Вуа» в Пюто построила партию полубронированных вооруженных грузовиков.

1* Все даты до 14 февраля 1918 года даны по старому стилю.

Компоновочная схема бронеавтомобиля М. А. Накашидзе

Первый российский бронеавтомобиль был разработан подъесаулом Сибирского казачьего корпуса маньчжурской армии МА Накашидзе в 1904 году вскоре после начала Русско-японской войны. Машина была выполнена по традиционной и для последующих конструкций компоновочной схеме: впереди располагался двигатель, ведущие колеса -задние, отделение управления - в передней части броне-корпуса, за ним - боевое, над которым на корпусе находилась вращающаяся бронированная башня с пулеметом.

Четырехцилиндровый двигатель имел мощность 37 л. с, коробка передач смонтирована отдельно от двигателя, привод на колеса - цепной. Плицы колес защищены стальными дисками и имели сплошные резиновые шины. Подвеска колес - на полуэллиптических продольных рессорах. Машина имела достаточно большой дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость. По сухому грунту она преодолевала подъемы до 25°. Закрепленные в походном положении по бортам складные переносные мостки обеспечивали преодоление рвов шириной до 3 м. Мощность двигателя позволяла трехтонной машине развивать скорость до 50 км/ч, однако сплошные резиновые шины не выдерживали скорости более 20 км/ч, так как они нагревались и расслаивались.

Бронеавтомобиль « Эрхард БАК» С1906 г.)

Бронеавтомобиль имел клепаные корпус и башню из листов хромоникелевой брони толщиной 4,5 мм. Приборами наблюдения служили смотровые щели и перископ. В походном положении крышка любого люка водителя и башенного люка поднимались в горизонтальное положение. Кроме того, по бокам машины имелось четыре окна, закрываемых броневыми листами. Посадка в машину осуществлялась через боковую дверь. Внутри корпуса кроме трех членов экипажа могли дополнительно разместиться до пяти человек (группа разведчиков, офицеры связи и т.п.).

Необычно был решен механизм поворота башни. Она не имела шарикового погона, а опиралась на колонну, установленную на полу боевого отделения. При помощи ходового винта на колонне и колеса с гайкой башня приподнималась и могла вращаться на 360°. В походном положении башня опиралась на корпус. Вооружен бронеавтомобиль был 8-мм пулеметом « Гочкис», установленным в башне, в корпусе размещался еще запасной пулемет. Боезапас находился в кормовой нише корпуса.

Несмотря на то что отечественная промышленность была к тому времени достаточно оснащена для изготовления такой техники, военное ведомство решило передать заказ французской фирме « Шарон, Жирардо э Вуа». Первые две машины были изготовлены в 1905 году. Одну отправили в Россию, вторую оставили во Франции. Доставленный в Россию экземпляр прошел испытания пробегом Петербург - Ораниенбаум - Венки по шоссейным и проселочным дорогам и пашне и стрельбой в Ораниенбаумской офицерской стрелковой школе. В том же году броневик демонстрировался на ежегодных Красносельских маневрах. Военные специалисты дали о машине самые лучшие отзывы. В 1908 году по заказу военного министерства было изготовлено еще 10 бронеавтомобилей, но только 8 из них прибыли в Россию, два были «потеряны» при перевозке через Германию и вскоре появились там на маневрах.

Бронеавтомобиль М. А. Накашидзе

Поступившие броневики были расписаны по специальным учебным командам Петербургского, Киевского, Виленского и Варшавского военных округов. К сожалению, дальнейшего применения эти машины не получили.

Интересный бронеавтомобиль « Аустро- Даймлер» был создан в 1904 году в Австро- Венгрии техническим директором фирмы Паулем Даймлером. Он оснащался вращающейся башней и приводом на все колеса. Вооружение состояло из одного пулемета системы Максима. В 1906 году после доработки машина демонстрировалась австро-венгерскому и германскому командованию, но особого интереса не вызвала. В том же году изобретатель продал ее во Францию.

В 1906 году в Германии фирмой « Эрхард БАК» построен своеобразный бронеавтомобиль - самоходная зенитная установка. В полубронированной башне устанавливалась 50-мм скорострельная пушка с углом возвышения 70 для борьбы с аэростатами.

Массовое производство бронеавтомобилей было развернуто только с началом Первой мировой войны.

Бронеавтомобили дореволюционной постройки

***

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"247700","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.