ЛИБРИО    

Читать "Когда болеют дети" - Протоиерей (Грачев) Алексий - Страница 1 -

Когда болеют дети

Алексий Грачёв

Содержание

Беседа первая. Лечим с молитвой

Беседа вторая. Духовная жизнь семьи

Беседа третья. У ребёнка высокая температура

Беседа четвёртая. Болезнь - посещение Божие

Беседа пятая. За что страдают дети

Беседа шестая. Питание и здоровье детей

Душеполезное чтение

Молитвы

О том, что необходимо знать каждому православному человеку

Священник Сергий Николаев. Жизнь моя состоялась

Беседа первая. Лечим с молитвой

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:

" Благовещение. Библиотека православного христианина." (www.wco.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

" Православие и мир. Электронная библиотека" (lib.pravmir.ru).

Лечим с молитвой

Нам, чтобы правильно лечить человека, большого или маленького, надо знать, почему вообще человек болеет, что это такое - болезнь, каковы её причины и что, собственно, болит?

Господь сотворил человека по образу Своему - то есть Святой Троицы, и человеческое естество - трёхсоставное. Человек состоит из тела, души и духа.

До грехопадения эти три состава находились в целостности. Грехопадение привело к их разобщению, и поэтому в человеке отдельно живут тело, душа и дух.

Только в крещённом человеке благодать святого Крещения открывает возможность жизни существа духовного, возможность воссоединения разобщённых начал.

Плотский человек все человеческие проявления видит только плотским зрением. Человек духовный пытается уже найти причину в духовном, он с большей высоты, с большего расстояния видит предметы и явления и рассматривает их объёмно.

Православные люди хорошо знают, что все болезни имеют сердечное, духовное происхождение. Люди духовные рассуждают только так. А люди плотские уповают только на "скорую помощь", на шприц, на таблетки.

Для того, чтобы определить природу болезни, нужен взгляд духовный.

Особенно это важно, если болен ребёнок. Потому что это существо хрупкое, нежное, как только что распустившийся цветок. Если цветок не поливать, если за ним не ухаживать, не взращивать, то он гибнет, засыхает. Он может до поры до времени благополучно жить телесно, но в духовном плане - это уже как засушенное растение в гербарии, это уже как первая смерть.

Вообще можно сказать так: вся деятельности врача, а вместе с ним и родителей, которые лечат ребёнка, должна быть направлена как бы сверху вниз: духовное, душевное и телесное.

Поэтому ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, КОГДА РЕБЁ НОК ЗАБОЛЕВАЕТ, ДОЛЖНА БЫТЬ МОЛИТВА.

Для этого внутренне должны собраться мать и отец, опять-таки помолившись. Оставить всякую суету.

Конечно, когда заболевает дитя, сердце родителей не может быть спокойным, начинается волнение, которое часто, к сожалению, переходит в суетливость. И вот оставить эту суетливость помогает молитва.

Тут можно поступить так. Если мама и папа чувствуют, что они находятся в состоянии паники, то нужно на мгновение остановиться. Просто встать и ничего не делать. Подойти к иконе. Собраться с духом. Помолиться. Потом тихо, спокойно продолжать свои дела.

Потому, что эта суетливость не приносит ничего, кроме расстройства ребёнку, даже с точки зрения элементарной психофизиологии, которая, конечно, сюда не очень привязывается, но просто как эффект сопутствующего характера всегда себя проявляет, - спокойный ребёнок, действительно, всегда находится в состоянии такой-то сбалансированности, внутренней середины, в вот это внутреннее равновесие по-другому запускает все физиологические процессы. Они просто текут совершенно иначе, они достигают цели. Человек, который пляшет на месте, никогда не попадет из лука в десятку. Нужно остановиться - и потом выстрелить.

А если очень высокая температура или острое отравление, или ещё какая-то опасность, когда каждая секунда дорога?

Даже если внезапно подпрыгивает температура, то уж " Господи, помилуй" всегда можно сказать перед тем, как что-то предпринять. Или даже одновременно с лечением. Тем более в момент опасности это нужно! А ещё можно сделать так: пускай остальные дети становятся к иконе и молятся за болящего братика или сестричку, а мы ему будем всячески помогать.

Когда Господь с учениками плыл в лодке, уснул, началась буря, так что лодка покрывалась волнами, ученики в страхе и трепете разбудили Его, и первое, что Он сказал: " Что вы так боязливы, маловерные?" Как вы могли сомневаться в том, останетесь вы живы или нет, если Я с вами, в одной лодке? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина ( Мф. 8, 24-26). И вот это чувство должно быть: что Господь радом. Мы должны Его любить, мы должны быть всегда вместе с Ним.

Когда я учился на шестом курсе, в Москве была сильнейшая вспышка гриппа. Всех студентов снимали и посылали на помощь в поликлиники, и мы недели две без выходных, чуть ли не по двенадцать часов в день работали на этих вызовах. И вот я вспоминаю один случай, который у меня тогда был.

Я позвонил в очередную квартиру - вот так Господь сподобил очень вовремя прийти, - вдруг дверь распахивается, и меня встречает мама больного ребёнка, очень взволнованная, словно оторопевшая.

Когда я вошёл в комнату, я увидел ребёнка в тяжёлых судорогах. Они начались на высоте температуры.

Первое, что надо было в таком случае сделать, - это охладить организм. Мы сделали хорошую клизму с холодной водой, ввели лекарства и справились с недугом.

Но что удивительно. Незадолго до моего прихода, когда мама уже поняла, что ничего предпринять не может, что она не знает, как тут быть, ока бросилась к иконам, встала на колени и начала молиться. Иногда, действительно, бывают в жизни такие случаи, когда человек просто не знает, как ему поступить. А ситуация настолько экстремальная, что поступок нужен во что бы то ни стало. И вот в этот момент я как раз пришёл, и с Божьей помощью мы справились с этим тяжёлым состоянием.

Эта мама говорила, что однажды уже была подобная история, и мы с ней вычислили, что у ребёнка повышенная судорожная готовность в ответ на высокую температуру. Ей были даны соответствующие рекомендации: при повышении температуры удерживать её жаропонижающими препаратами на пороге возникновения судорог.

Вопрос температуры - важный вопрос, и об этом мм поговорим отдельно в одной из следующих наших бесед.

Беседа вторая. Духовная жизнь семьи

Серьёзная болезнь ребёнка, всегда говорит о том, что для семьи настало время покаяния. Она побуждает усилить вашу духовную жизнь.

Важно причастить ребёнка святых Христовых Тайн, дабы положить доброе основание в его лечение. И Церковь наша стоит на Крови Господней, и всякое доброе дело должно укрепляться от Тела и Крови Христовых.

Для этого можно пригласить батюшку прямо на дом. Священники часто бывают заняты, но ни один из них, конечно, не откажет приобщить больного ребёнка святых Тайн.

Был такой случай. Грудной младенец заболел лейкозом. Батюшка сказал матери: " Причащайте его каждый день". Она стала ходить в храм Божий и, по благословению батюшки, каждый день его причащала. И младенец вскоре выздоровел от этой страшной болезни. Заболевания крови - они вообще очень опасны. И вот, по милости Божией, происходят такие исцеления.

Очень хорошо подать в храме записку о здравии на литургию.

За всех, помянутых в записках, священник в алтаре вынимает из просфор частицы. После пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы - это совершается таинственно, Духом Святым, во время Божественной литургии, - священник погружает эти частицы в святую Чашу и молится о всех поминаемых, да омоются их грехи Кровью Христовой. Святую просфору, из которой вынуты частицы, потом приносят домой и едят натощак, каждый день со святой водой.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"253449","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.