ЛИБРИО    

Читать "Воздушно-десантные войска. История российского десанта" - Алехин Роман - Страница 1 -

Роман Алехин

ВОЗДУШНО- ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА

История российского десанта

Вся информация, используемая в этой книге, получена исключительно из открытых источников. В период времени работы над книгой автор не имел доступа к секретным документам.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга — об истории создания, организации, структуре и боевом применении десантируемых частей Советского Союза. Ни для кого не секрет, что именно наша страна стала пионером в создании и формировании совершенно нового вида вооруженных сил, который, в свою очередь, смог появиться только благодаря качественному развитию авиации и парашютной техники.

Вопреки расхожему мнению, по своей сути десант — это не только общеизвестные воздушно-десантные войска. Это также и части специального назначения Главного разведывательного управления, и десантно-штурмовые части сухопутных войск, и разведывательно-десантные роты мотострелковых и танковых дивизий, а также десантно-штурмовые подразделения морской пехоты и части специальной морской разведки. Всех их объединяет одно — парашют. С помощью этого прибора десант доставляется в тыл противника. Именно поэтому все они имеют полное право называться десантными частями.

Нельзя забывать и о тех, кто обеспечивает саму воздушную перевозку, — части и соединения авиации сухопутных войск и военно-транспортной авиации, без которых не может проходить ни одна воздушно-десантная операция. Следует помнить, что именно авиация стала родоначальницей десантных войск и остается основой их высокой мобильности.

Исходя из стоящих перед десантом задач, формирование этих частей проводилось преимущественно за счет физически крепких и выносливых, а также психологически и идейно устойчивых военнослужащих. Им предстояло действовать в тылу врага в отрыве от своих войск, в условиях неочевидности положения противника и скудных собственных запасов. Все это обусловливало повышенные требования к личному составу.

В истории советских десантных войск было немало героических и трагических страниц. Начало созданию советских ВДВ положил комбриг Красной Армии Леонид Григорьевич Минов, который из командировки в Америке привез интересный багаж — опыт парашютных прыжков. Затем он был организатором самого первого в мире вооруженного парашютного десанта, в составе которого было всего 12 человек. Именно эти двенадцать и стали первыми советскими десантниками. День этого эксперимента, 2 августа, традиционно и с размахом отмечается бывшими и действующими десантниками.

Огромный вклад в развитие советского десанта в разные годы внесли конструкторы и испытатели воздушно-десантной техники: Мошковский, Гроховский, братья Доронины, Долгов, Андреев, Зуев, Щербаков и многие другие. Вся страна знает и чтит имена героев, покрывших советский десант неувядаемой славой: Родимцев, Старчак, Левашов, Старинов, Павлов, Маргелов, Колесник, Онищук и многие другие.

В истории советского десанта были и степи Халхин- Гола, и леса Финляндии, были и руины Сталинграда, и горы Крыма, были Вяземская и Днепровская воздушно-десантные операции, и острова нашего Дальнего Востока, и пески Хингана, была Венгрия, Чехословакия, Афганистан. Везде десантники демонстрировали образцы мужества и героизма.

Эта книга расскажет, как происходило формирование десантируемых частей, как совершенствовалась структура войск, как появлялись новые формы боевого применения и как эти формы проверялись на практике. Впервые приводятся открытые и закрытые наименования всех десантируемых частей СССР начиная с 1930 года и заканчивая годом распада Советского Союза.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся военной историей.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. 1930–1940 ГОДЫ

ПАРАШЮТНОЕ ДЕЛО В СССР

Появление во время Первой мировой войны на вооружении воюющих армий боеспособной авиации привело военных теоретиков к мысли о возможности быстрой переброски войск практически в любой район театра военных действий. Мысль была верная — предполагалось, что аэропланы смогут в кратчайшие сроки обеспечить переброску солдат туда, где их меньше всего ожидает противник. Мгновенный маневр мог поставить противника в очень сложную ситуацию — считалось, что перевезенные по воздуху бойцы организуют боевые действия в невыгодных для противника условиях. Даже малочисленная группа, вооруженная несколькими пулеметами, могла теоретически захватить выгодный рубеж. В частности, уже тогда рассматривались прикладные варианты использования «аэромобильных» отрядов — такая группа в тылу противника и в полосе наступления своих войск могла захватить, скажем, мост. А несколько пулеметов такой группы могли полностью закрыть на мосту проход войск противника. Военные теоретики приступили к детальной разработке концепции, как это сейчас принято называть, «воздушно-десантной операции».

Также параллельно с этим рассматривался вопрос о вывозе самолетами в тыл противника малых групп разведчиков и диверсантов. Есть разрозненные упоминания, что подобные вывозы разведчиков в оперативный тыл противника производились как отечественной, так и противоборствующей авиацией в ходе Первой мировой войны: 14 октября 1916 года в тылу русских войск высадились два немецких диверсанта. В течение ночи они смогли в нескольких местах разрушить линию железной дороги, после чего улетели обратно. Летом 1918 года в тылу у англичан высадились немецкий полковник Даум и лейтенант Шлейф. Выполнив свое задание, они благополучно взлетели и вернулись на свой аэродром. В конце войны командование французской армии также высаживало в тылу немецких войск группу диверсантов со специальным заданием.

Неприхотливые аэропланы того времени могли садиться практически на любую поляну, на любую горизонтальную поверхность. В случае поломки при посадке летчики зачастую могли своими силами провести ремонт самолета и благополучно взлететь. Таким образом, на тот момент времени реализовать идею перевозки малого количества вооруженного личного состава практически было возможно.

Эта возможность была использована частями Красной Армии в ходе советизации Средней Азии (так называемой борьбы с басмачами): 27 мая 1928 года на трех самолетах « Юнкерс-13» в нужное место и нужное время в пустыне Каракумы было оперативно переброшено подразделение из 15 красноармейцев во главе с командиром 84-го кавалерийского полка А. Б. Борисовым. Отряд, выполнив боевую задачу, так же самолетами 5 июля был успешно эвакуирован. В организации десантирования отряда принимал самое непосредственное участие начальник штаба 8-го отдельного авиационного разведывательного отряда А. В. Михайлов. Решение на десантирование принимал командующий войсками Среднеазиатского округа П. Е. Дыбенко.

Чуть позже, 23 апреля 1929 года, опираясь на опыт годичной давности, состоялась еще одна подобная операция: в район города Гарм из Термеза шесть самолетов перевезли по воздуху уже 45 бойцов кавалерийской бригады во главе с комбригом Т. Т. Шапкиным и комиссаром бригады А. Т. Фединым. На вооружении отряда находилось четыре пулемета и винтовки. Можно только предполагать, какие чувства испытывали в воздухе бойцы, многие из которых самолет видели впервые в жизни… но тем не менее перевозка состоялась, посадка самолетов прошла удачно. Десантники (именно так их можно назвать с полным на то правом) свою задачу по разгрому очередной банды басмачей выполнили, уничтожив в бою за город Гарм около 80 врагов. Командующий войсками Среднеазиатского военного округа П. Е. Дыбенко, проводя разбор этого боя, высоко оценил действия десантного отряда.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"265302","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.