ЛИБРИО    

Читать "Шахматы мудрых" - Зараев Александр Викторович (?) - Страница 1 -

А. Зараев

ШАХМАТЫ МУДРЫХ

Древнеиндийская система духовного развития

Все права защищены. Ни одна часть этого издания не может быть воспроизведена любым копировальным способом, опубликована, а также использована для создания электронных компьютерных игр без письменного согласия автора.

© А. Зараев

Духовно — развивающие игры

Знания о существовании определенных законов трансцендентного мира, которые управляют духовным восхождением человека, были известны издревле, и свидетельства о них известны во многих древних религиях, в частности можно вспомнить о « Лестнице Иакова» в христианстве, сефиротической системе в иудаизме, « Дороге в рай» в исламе, « Царской дороге Таро» в древнеегипетской религии и др.

До настоящего времени сохранилось несколько вариантов духовно-развивающих игр, главная задача которых — помочь человеку осознать возникающие на жизненном пути проблемы и препятствия, которые способны затормозить процесс его духовного совершенствования.

Одной из таких игр является древнеиндийская игра « Шахматы мудрых», которая является аналогом игры « Освобождение», зародившейся в буддийских монастырях Тибета.

Игра « Освобождение»

Создателем игры « Освобождение» был Сакья Пандита (рис. 1), являвшийся одним из учителей тибетской школы Саскья-па, основанной в конце XI века н. э. Школа получила основные тексты и тайные знания, которые называли « Путь и его плоды», из школы пилигримов Другпа ( Индия). Благодаря школе Сакья это учение было сохранено до настоящего времени. К моменту создания игры « Освобождение» это учение уже достигло Тибета, а тибетские учения попали в монастыри Бихара и в другие области центральной Индии. Сакья Пандита получал эти знания на санскрите, и его имя указывает на то, что он был мастером как в буддизме, так и в индийском искусстве и науках, которые не ограничивались только умением красиво писать. Он знал грамматику, риторику, медицину, астрологию и поэзию, интересовался последними научными достижениями, которые приходили из Индии, и хотел путешествовать, но его дядя (который был главой монастыря) запретил ему это из боязни за его жизнь.

Рис. 1. Сакья Пандита

Главным достижением Сакьи Пандиты было то, что он смог собрать и облечь в конкретную форму всю мудрость индийского буддизма, а также объяснить и показать возможности для развития существовавших в то время идей духовного совершенствования, которые не могли распространяться в Индии по причине ее социальной отсталости. В этом смысле тибетскую традицию того времени можно отнести к более высокому уровню, по сравнению со средневековой индийской культурой. При этом тибетская традиция не являлась простым копированием, а трансформировалась в собственное учение постепенно, и игру « Освобождение» можно считать прекрасным примером умения облечь существовавшие в индийском обществе идеи в новые формы.

Первоначально игра Сакьи Пандиты (рис. 2) представляла собой доску из 72-х клеток: девять в ширину, восемь в высоту, и ее можно сравнить с изображением дерева, центральный ствол которого исходит из 1-й клетки, которая называется « Остров Джамбудвипа», так как ассоциируется с поверхностью земли, и с этой клетки можно было спуститься вниз, в небытие, в область «бардо» (промежуточное состояние сознания между смертью и возрождением), или быстро подняться вверх по тантрическому пути к просветлению.

Рис. 2. Игра Сакьи Пандиты

До настоящего времени дошло несколько древних разновидностей игры « Освобождение», придуманной Сакьей Пандитой. Первая версия — это Бутанская игра (рис. 3), которая состоит из 64-х основных клеток и 13-ти дополнительных, символизирующих 13 небес. Другой версией является Непальская игра 19-го века (рис. 4), надписи в которой сделаны на санскрите и которая ясно показывает, что в средние века непальский буддизм формировался под влиянием произведений на санскрите. Еще одной версией является Корейский вариант игры, который состоит из 169-ти клеток (13 рядов и 13 уровней). В этом варианте игры, помимо названий на санскрите, присутствуют названия и на китайском языке, что указывает на то, что этот вариант игры пришел из Китая.

Рис. 3. Бутанский вариант игры

Рис. 4. Непальский вариант игры

В Китае игра « Освобождение» в настоящее время неизвестна, однако ее аналогом можно считать китайско-корейскую игру « Карьера официальных лиц» (рис. 5), которая датируется периодом монгольской династии 1368–1644 годов. В этой игре каждый может, постепенно занимая все более высокие посты, подняться по служебной лестнице и стать верховным правителем, ученым или астрологом. Эта игра усложнена тем, что в ней используются сразу несколько игральных костей, которые имеют как четырех-, так и шестигранную форму. Часто в эту игру играют на деньги.

Рис. 5. Игра « Карьера официальных лиц»

Современная версия игры « Освобождение» (рис. 6) была создана в начале 20-го века юным тибетским монахом Пемой Дордже из школы Ньингма-па. В этой версии есть 32 дополнительные клетки, поэтому игра требует гораздо больше времени, чем это было в оригинальной игре. Цель этой игры также состоит в том, чтобы попасть на верхнюю, 104-ю клетку. При этом путь каждого игрока лежит через клетки, означающие магию, высшие медитативные состояния, тантрические испытания или преодоление греховной человеческой природы. Победителем становится тот, кто первым достигает клетки « Просветление».

Рис. 6. Современная игра « Освобождение»

Современная версия игры помогает более широко познакомиться с законами, действующими на духовных планах, однако в ней была нарушена структура первоначальной игры, поэтому на доске нет центрального пути, что затрудняет правильное восприятие закономерностей описания духовных пространств.

Игра « Шахматы мудрых»

Древнеиндийская игра « Змеи и лестницы», названная Автором « Шахматы мудрых», является одним из вариантов 72-клеточной игры Сакьи Пандиты « Освобождение», с которой она имеет много удивительных совпадений. Игра « Шахматы мудрых», как и другие варианты духовно-развивающих игр, являет собой карту духовных пространств и позволяет получить основные представления о Вселенной с позиций древнеиндийских религиозных верований тибетского буддизма.

Следует отметить, что система мира, представленная в игре « Шахматы мудрых», является отражением многовекового развития Индии и Тибета, поэтому каждый, кто будет заниматься изучением этой игры, может выйти за пределы ограничений, которые даются в пояснении к каждой клетке игрового поля. Все клетки Игры описывают определенные духовные законы, и их можно сравнить со ступеньками космической лестницы, однако по сути они являются упрощенным описанием сложных метафизических законов и их проявлений в земной жизни.

Для ищущего человека игра « Шахматы мудрых» выступает как тайное эзотерическое учение о строении Космоса и законах обмена энергиями между микро- и макрокосмом (рис. 7). Отраженная в ней всеобъемлющая метафизическая система мира может быть использована как для духовной эволюции, так и для обретения нового философского мировоззрения, позволяющего понять извечные тайны жизни. Однако следует отметить, что эта игра является комбинацией нескольких взаимодополняющих систем, поэтому ее кажущаяся на первый взгляд простота и доступность в действительности заключает в себе гармонию и противоречивость окружающего мира.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"279236","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.