ЛИБРИО    

Читать "Потопить «Ледокол»" - Зорин Андрей Александрович - Страница 1 -

Андрей Александрович Зорин

Потопить « Ледокол»

Вместо предисловия

Как быстро умирает правда… И как живуча ложь…

« Простите меня.

Если не готовы прощать, не читайте дальше этих строк, проклинайте меня и мою книгу — не читая. Так делают многие.

Я замахнулся на самое святое, что есть у нашего народа, я замахнулся на единственную святыню, которая у народа осталась, – на память о Войне, о так называемой «великой отечественной войне». Это понятие я беру в кавычки и пишу с малой буквы.

Простите меня.»

Сказано сильно, что ж тут спорить. У кого как, а у меня в памяти всплывает другой знаменитый диалог, сказанный задолго до появления на свет божий В. Б. Резуна, более известного как Виктор Суворов. Слова, которые мне вспомнились, были сказаны зимой 1813 г. у смертного одра М. И. Кутузова. Неизвестно, легенда ли это, или факт, но их стоит привести здесь.

–  Простите меня, Михаил Илларионович!

–  Я Вас прощаю, государь. Но Россия этого Вам никогда не простит.

Эти слова сказал умирающий фельдмаршал императору Александру I. Это же я хочу сказать и Резуну. Да и не ему только. Ниспровергателей истории России хватало и до него, сейчас их просто стало больше. Бешанов, Бунич, Бушков… Список можно продолжать долго. Фальсификаторов, вольных и невольных, становится всё больше. На фоне их книг теряются попытки объективного взгляда на историю своей страны, да и работ таких сейчас очень мало.

Моя работа — это не столько попытка опровергнуть теорию Резуна, сколько попытка задать ряд вопросов нынешним его последователям и поклонникам. Я, не претендуя на истину в последней инстанции, попробую дать своё видение событий, предшествующих Второй мировой войне, и событий, происходивших в те годы. Конечно, основной упор будет сделан на освещение роли Советского союза в этой величайшей драме 20-го века.

Врага надо бить его же оружием. Поэтому я буду рассматривать факты, свидетельствующие в пользу Советского союза и противоречащие теории Резуна и его последователей. Грязи на историю моей страны вылито предостаточно, так что я попробую хоть чуть-чуть оттереть её со страниц исторической литературы.

Сразу хочу сделать оговорку, что я не буду приводить сложные таблицы, щеголять цитатами и давать кучу ссылок на литературу. Я предприму оценку книг «резунистов» как с точки зрения исторической правдивости, так и с точки зрения общей правдоподобности. Отдельно я попытаюсь показать, что историю любой без исключения страны, можно уложить в рамки теории Резуна. Про любую войну можно насобирать кучу фактов, свидетельствующую о бездарности командования.

Я предприму попытку опровергнуть эти опусы. Я не собираюсь критиковать Резуна за дилетантство или за намеренный обман в области военной техники. Про это уже написано предостаточно. Я не собираюсь критиковать Бешанова за его книги «1942 г. Учебный» или « Танковый погром 1941 г.». У меня на это просто нет времени. Я хочу показать, что выводы, сделанные этими авторами, в корне неверны и невозможны физически.

Следует отметить, что за последнее время лёд тронулся и Резун не выглядит непогрешимым божеством, открывшим новую истину. Отдельное спасибо надо сказать А. Исаеву за его « Антисуворов». Появилось ещё несколько книг и статей, подвергающих теорию Резуна жёсткой критике. Но и их авторы не уловили, на мой взгляд, главного в « Ледокольной эпопее». Я попробую указать на явные дыры в днище « Ледокола» и дополнительно всадить несколько торпед в его борта. Итак…

Глава 1. Факты – вещь упрямая

« Война – это продолжение политики иными средствами»

Н. Макиавелли

« Они перешли Инн – это война»

Наполеон Бонапарт, 1809 г.

Сначала немного лирики. Эпизод, который я хочу здесь привести, несколько гипотетичен и лично я не уверен, что это событие действительно произошло. Но этот случай как нельзя лучше отражает моё видение истории и то, как она должна освещаться.

* * *

Всем известно, что есть несколько версий смерти Ф. Д. Рузвельта. По одной из них президент был отравлен одним из своих приближённых. Конечно, родственники Рузвельта хотели докопаться до истины. Но по неясным причинам их обращения к действующим президентам мягко, но настойчиво отвергались. И Рейган, и Дж. Буш не давали согласие на эксгумацию. Следующие обращение попало на стол к Биллу Клинтону. Он пригласил родственников к себе, выслушал их просьбу и сказал примерно следующее:

–  Ваша просьба невыполнима. Поймите, весь мир смотрит на нас, как на великую нацию. И представьте себе, что мы проведём эксгумацию, и обнаружится, что Рузвельт действительно умер насильственной смертью. Что про нас скажут в мире? Как можно уважать нацию, травящую своих президентов? Мой ответ — нет. Президент умер своей смертью. Вы со мной согласны?

* * *

Собственно говоря, в теории Резуна можно выделить несколько основных положений:

–  Сталин бредил мировой революцией и для её осуществления он выдвинул на шахматную доску чёрного ферзя – А. Гитлера;

–  Гитлер, осознав, что Сталин использовал его для своих целей, копчиком ощутил нависший над ним топор, и нанёс превентивный удар;

–  Советский союз, являясь сплошным концлагерем и ГУЛАГом, представлял собой угрозу всему цивилизованному миру;

– после Второй мировой войны СССР по-прежнему остался «империей зла»;

–  Г. К. Жуков был бездарным командующим, кровавым мясником и очень плохим человеком;

–  Сталин проиграл Вторую мировую войну.

Вот эти «течения» я и попробую оценить и, по возможности, показать их глупость.

Вообще-то взгляд В. Б. Резуна на историю довольно загадочен. Не знаю, то ли он не понимает, то ли удачно притворяется, но при прочтении его книг у меня возникла, пусть и не сразу, крамольная мысль. Если обобщить резуновское видение истории, то получается такая картина:

1.  Сталин создал Гитлера;

2.  Гитлер, осознав ужас происходящего, набросился на СССР и тем самым спас остальной мир от угрозы порабощения;

3.  Сталин по итогам войны был страшно ослаблен, фактически проиграл войну.

Неужели мне кажется? Ведь при подобной трактовке Гитлер стал «положительным» героем, прямо как Дарт Вейдер из « Звёздных войн»!!! Он прямо-таки стал спасителем мира! Честь и хвала маленькому ефрейтору со смешным чубчиком! Своим отчаянным безнадёжным нападением он оттянул сталинский удар по Европе!!!

Это было бы смешно, если бы речь не шла о самой страшной войне в истории мира. Вопрос же виновности или невиновности в причинах возникновения фашизма в центре Европы на фоне таких событий воспринимается очень болезненно.

Таким образом, книга, призывающая к пересмотру причин и итогов Второй мировой войны, должна базировать на системе непреложных и неопровержимых фактов и доказательств.

Под термином «доказательства» я подразумеваю официальные правительственные документы той эпохи. Различные выступления партийных лидеров могут создать необходимый фон для той или иной трактовки событий, но не могут рассматриваться как доказательства. То же относится и к вопросам развёртывания войск, строительства вооружений и т. д. Подробно об этом можно почитать в « Антисуворове» Исаева.

На каких же доказательствах и фактах основывает свою теорию В. Резун? Как это не удивительно, то не на каких! В его книгах напрочь отсутствуют архивные документы, официальные меморандумы, данные по дипломатической переписке. Зато здесь много ссылок на газеты, на исторические книги, наконец, на разную житейскую логику. Резун ссылается, например, на Б. Лиддел- Гарта. Но в курсе ли читатели, что в книгах, на которые ссылается Резун, отражается позиция, в корне несовпадающая с идеями Резуна?

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"28","o":1} Лит Мир: бестселлеры месяца

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.