ЛИБРИО    

Читать "Броненосцы Соединенных Штатов Америки "Мэн", "Техас", "Индиана", "Массачусетс", "Орегон" и "Айова"" - Белов Александр Иванович - Страница 1 -

Александр Анатольевич Белов

Броненосцы Соединенных Штатов Америки " Мэн", " Техас", " Индиана", " Массачусетс", " Орегон" и " Айова"

Боевые корабли мира

Санкт- Петербург 2004 г.

Обложка: на 1-й стр. броненосец " Мэн"; на 2-й стр. " Индиана" (фото начала 1900-х гг.); на 3-й стр. " Техас" и на 4-й стр. броненосец " Орегон"; текст 1 -я стр. броненосец " Айова".

Автор выражает благодарность Д. Яшкову за предоставленные фотографии

© А. А. Белов. Текст

© В. В. Арбузов. Макет

Тех. редактор Ю. В. Дюкова

Лит. редактор СВ. Смирнова

Корректор B.C. Волкова

Между двумя океанами

В начале XVII в., ещё до революции, из Англии в Северную Америку хлынул многолюдный поток переселенцев. Стюарты, а за ними и Ганноверская династия постарались так организовать жизнь в стране, что люди со слишком ярко выраженной индивидуальностью становились чужими. Мятежные, деятельные личности со своими семьями устремились из родных краёв куда глаза глядят, а американские земли оказались сравнительно рядом. Гонимые в Англии пуритане основали на другом континенте колонию Новая Англия.

Католики обосновались в Мэриленде, дав название будущему штату в честь Марии Кровавой. Сторонники Елизаветы образовали Виргинию, приверженцы Стюартов – Каролину, симпатизировавшие Ганноверской династии – Джорджию (в честь короля Георга), баптисты – Массачусетс, квакеры – Пенсильванию. Если на Родине они активно боролись друг с другом, то в новых краях, забыв о прежних разногласиях, стали воевать с индейцами, французами и испанцами. Уже во втором поколении переселенцев совершенно перестало интересовать, кто из них роялист, а кто республиканец, кто квакер, а кто католик, они все вместе дружно занялись отстрелом индейцев, в чём и преуспели.

Со временем из тринадцати колоний образовались Соединённые Штаты Америки. Переселенцы совсем не желали отделяться от Англии, где их притесняли и откуда выгнали. Они не стремились к независимости, а требовали себе лишь равных прав с англичанами, то есть представительства в парламенте, соглашаясь платить все те налоги, что и жители их прежней Родины. Благо, денег у них хватало. Упрямые англичане из-за своего традиционализма не спешили удовлетворить пожелания колонистов, введя для них маленький налог на содержание флота – один пенс пошлины на фунт чая. Чай, стоивший бы два пенса за фунт, стал стоить три. Североамериканцы, не менее упорные, и не желавшие ни в чём отличаться от англичан, пошли на политическое отделение. Началось известное " Бостонское чаепитие", после которого разгорелась война и Англия потеряла богатейшие колонии.

В 1790 г. территория США составляла 888,8 тыс. кв. миль. Присоединение Луизианы увеличило её почти вдвое – на 827,1 тыс. кв. миль. С 1818 по 1853 гг. в результате колонизации новых земель, успешных войн с индейцами и с Мексикой территория США возросла с 1715,9 до 3027,8 тыс. кв. миль.

Когда Франция и Британия после Крымской войны 1853-1856 гг. стали наперегонки строить броненосцы, американцы, отгороженные от возможных атак европейских флотов двумя океанами, смотрели на это крайне дорогостоящее занятие с иронией. Они определили, что страну смогут защитить несколько отрядов быстроходных крейсеров, способных действовать на неприятельских коммуникациях. Положительный опыт подобных операций по итогам войны за независимость 1775-1783 гг. у них был. Но с началом гражданской войны 18611865 гг. их мнение быстро изменилось. Для страны возникла реальная угроза франко-британской интервенции.

Уже в октябре 1861 г. на р. Миссисипи первый броненосный таран конфедератов " Манасас" под управлением коммодора Холлинса успешно атаковал блокирующую федеральную эскадру.

Через пять месяцев после появления " Манасаса" в Норфолке южане перестроили в броненосец бывший сорокапушечный фрегат " Мерримак" и дали ему имя " Виргиния" . В Саванне конфедераты строили броненосец " Атланта", в Чарльстоне – " Чикора" и " Палмето- Стейт", на р. Миссисипи – " Арканзас" и " Виксбург", в Апалачикола – " Чаттуки" , в Мобиле – " Теннесси". Кроме первых перечисленных, два мореходных броненосных корабля южане заказали в Англии – " Эль- Тоусан" и " Эль- Монасси", и один во Франции – " Стонвелл Джексон". И у себя они продолжали строить новые броненосцы.

Ответ федерального правительства, обладавшего неизмеримо большими промышленными и людскими ресурсами, не заставил себя ждать.

12 октября 1861 г. первый броненосец Соединённых Штатов с установленными машиной и котлами был спущен на воду в Каронделе на р. Миссури. Через 45 дней после его закладки командор Фут окрестил новый корабль " Сент Луис". При передаче броненосца из военного ведомства в военно-морское его переименовали в " Барон де Кальб".

Киль нового броненосца, получившего название " Монитор", заложили 25 октября 1861 г. в Грин Пойнте, 30 января следующего года корабль спустили на воду, 15 февраля были закончены последние приготовления к выходу в море, а через четыре дня, 19 февраля 1862 г. его сдали правительственной комиссии. Так в Северо- Американских Соединенных Штатах ( САСШ) родился первый корабль нового класса.

Далее сильная промышленность северян развернулась по-настоящему, передав флоту около восьмидесяти броненосцев различных типов: мониторов, батарейных кораблей и речных артиллерийских таранов. История их строительства и службы, участия в боях заслуживает отдельного описания. Отметим лишь, что среди первых вместе с " Монитором" были заказаны броненосцы " Галена" и " Нью Айронсайдз", мониторы: 10 типа " Пассаик" 4 типа " Миантономо", " Диктатор", " Пуритан", 9 типа " Каноникус", 4 типа " Каламацу", 4 типа " Милуоки" и 20 типа " Кэско". Огромный по тем временам броненосный паровой таран " Дандерберг" мог стать родоначальником более поздних классических броненосцев: первоначально на нём планировалось установить две орудийные башни главного калибра и каземат со среднекалиберной артиллерией. Строительная перегрузка не позволила выполнить задуманное в полном объёме, и корабль достроили с одним казематом, но с парусным вооружением, которого мониторы были лишены.

После гражданской войны правительство САСШ потеряло всякий интерес к броненосцам, и эту область кораблестроения на долгие годы предали забвению. Лишь на консервацию мониторного флота продолжали выделяться деньги. В результате многие ветераны гражданской войны дослужили до войны с Испанией.

Победив южан и вновь объединившись, американцы принялись осваивать западные территории и купили в 1867 г. у России Аляску. Но для захвата новых территорий на морских просторах, а главное, для их последующего сохранения за собой, требовалось построить мощный флот.

Второе рождение

По данным отчёта секретаря военно-морского флота США Томсона, предоставленного им Конгрессу, в 1879 г. в кампании находилось 45 кораблей, в число которых входили крейсеры, мониторы и миноноски. В базах стояло ещё 16 боевых единиц, способных снарядиться к выходу в море за несколько месяцев. Ещё 20 кораблей можно было подготовить к бою и походу. Присоединение к ним мониторов " Террор", " Пуритан", " Амфитрит" и " Монаднок", 8 буксирных пароходов, способных превратиться в крейсеры или миноноски, несколько повышало мощь флота.

Судя по отчёту, военное судостроение в Соединённых Штатах находилось в большом застое. Кроме кораблей, назначенных к постройке постановлением Конгресса от 3 марта 1873 г., не было заложено ни одного нового корпуса.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"280222","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.