ЛИБРИО    

Читать "Боевые машины мира, 2014 № 26 Тяжелый танк B1bis" - Автор Неизвестен - Страница 1 -

Боевые машины мира, 2014 № 26 Тяжелый танк B1bis

EAGLEMOSS COLLECTIONS

Текст: М. Князев

Художник: М. Франклин. Фотографии: стр. 4,5,6,7,12,13,14,15 из архива М. Князева; стр. 10-11 © East News.

Автор статьи « Бронетанковые войска Франции в кампании 1940 года» А. Харук.

Тяжелый танк В 1bis

Лучший тяжелый танк французской армии накануне Второй мировой войны разрабатывался с 1921 года в рамках концепции «боевого танка», способного как поддерживать пехоту, так и решать самостоятельные задачи.

ТАКТИКО- ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК B1bis

БОЕВАЯ МАССА, т: 32.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6370, ширина – 2500, высота – 2790, клиренс – 450.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб и борта корпуса -60, корма – 55…60, крыша – 20…56, днище – 20, башня-46.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 28.

ЗАПАС ХОДА, км: 140.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 40; ширина рва, м – 2,74; высота стенки, м – 0,93; глубина брода, м -1,47.

В январе 1921 года французские военные определились с тактико-техническими требованиями к новой машине. Возглавил проектирование генерал Этьен, руководивший в то время технической секцией генерального штаба. Этьен привлек к работе пять фирм, уже занимавшихся танкостроением в годы Первой мировой войны: « Делонэ- Бельвилль», FAMH, FCM, « Шнейдер» и « Рено». При этом сразу оговаривалось, что после испытаний прототипов на их основе будет создан окончательный вариант с применением наиболее удачных конструктивных решений опытных образцов. Каждая из фирм в дальнейшем, при развертывании серийного производства, должна была получить свою часть заказа.

ПЕРВЫЙ ОБРАЗЕЦ

В процессе испытаний к 1925 году были уточнены техтребования к танку, и в январе 1926 года фирмы FAMH, FCM и « Рено» получили заказ на изготовление опытного образца. Он действительно стал плодом коллективного творчества. От шнейдеровского прототипа SRA заимствовали двигатель « Рено», главный фрикцион Fieux и компоновку агрегатов внутри корпуса, добавив в соответствии с пожеланиями Этьена проход вдоль правого борта МТО. Фирма FAMH предоставила конструкцию двойного дифференциала, сервоприводы механизмов управления и устройство поворота Naeder, а фирма FCM – гусеницы, являвшиеся развитием конструкции Холта. Изготовление брони поручили фирме FAMH.

В ходе испытаний выявилось множество недоработок, особенно в системе наведения 75-мм пушки, осуществлявшегося поворотом всего танка. Кроме того, было решено усилить бронезащиту машины. Fla прототипах № 102 и № 103, чтобы избежать непомерного увеличения массы, применили дифференцированное бронирование: до 40 мм увеличили толщину брони, защитив наиболее уязвимые части корпуса. В первую очередь усилили лобовую и кормовую броню, а также борта корпуса внутри гусеничного обвода.

Все эти мероприятия проводились в рамках принятой в 1930 году новой программы моторизации французской армии. В соответствии с ней усилили и вооружение: на всех трех опытных танках установили литую башню ST2 с толщиной брони 35 мм, вооруженную 47-мм пушкой и пулеметом. Впрочем, уже через два года на танках установили новую башню АРХ1 с 47-мм пушкой SA34 и 7,5-мм пулеметом и новый двигатель, один пулемет из корпуса убрали, усовершенствовали средства наблюдения и связи. В таком виде в марте 1934 года танк был принят на вооружение под названием «Char В1».

Тяжелый танк В 1bis покидает территорию фирмы FCM, май 1940 года. На танк уже нанесен стандартный французский двухцветный камуфляж.

ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ В1

Первый заказ на семь серийных танков был подписан б апреля 1934 года. В декабре того же года подписали второй – на 20 машин. Из этих 27 танков шесть выпустила фирма FCM, а остальные – « Рено». В апреле 1935 года FCM получила заказ еще на пять боевых машин. Заказ был выполнен к июлю 1937 года, а в январе 1938-го новыми танками был укомплектован один танковый батальон.

Параллельно с производством первой серии танков В1 шла работа по их совершенствованию. Еще в 1936 году на прототипах № 102 и № 103 испытывалась новая башня АРХ4. Теперь наступил черед оснастить башней и серийные танки. Правда, процесс модернизации не свелся лишь к ее замене. Танк получил более толстую броню (60 мм вместо 40 мм), на машине установили б-цилиндровый двигатель « Рено» мощностью 307 л. с., который позволял развивать скорость до 28 км/ч. Основное вооружение осталось прежним – 75-мм пушка SA35 и 7,5-мм пулемет, установленные в корпусе. В новой башне разместили новую пушку SA35 калибра 47 мм. Ее ствол имел длину в 34 калибра. С пушкой был спарен 7,5-мм пулемет Reibel. В результате этих и других нововведений масса танка возросла до 32 тонн.

Вид сверху на танк В1 bis. Хорошо видны рубка водителя-наводчика и установка вооружения в башне.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Заказчик: французская армия

Вид: тяжелый танк

Разработчик: « Делонэ- Бельвилль», FAMH, FCM, « Шнейдер» и « Рено»

Производитель: « Рено», « Шнейдер», FCM, АРХ и FAMH

Годы эксплуатации: 1936-1945

Танк В1 « Овернь» из состава 37-го танкового батальона преодолевает подъем. Лето 1939 года.

B1BIS И B1TER

Модернизированная версия получила обозначение B1bis. Контракт на изготовление первых 35 танков подписали в октябре 1936 года. Танки изготавливались на заводах пяти фирм – « Рено», « Шнейдер», FCM, АРХ и FAMH. До прекращения производства 15 июня 1940 года было выпущено 403 танка В1 и B1bis, из них: « Рено» – 182, АРХ – 47, « Шнейдер» – 32, FAMH – 70, FCM – 72.

В 1937 году был изготовлен опытный образец танка Biter, которым планировалось заменить в производстве B1bis. Новая машина получила новый 350-сильный двигатель, коробку передач типа BDR, усовершенствованные приборы наблюдения и средства связи. Толщину брони довели до 75 мм. Появилась возможность наведения 75-мм пушки в горизонтальном секторе без поворота корпуса танка. Правда, углы наведения были весьма ограниченными: 5° – влево и 10° – вправо. Fla одного человека – механика – увеличили экипаж. По сравнению с B1bis новый танк был дешевле и технологичнее. В мае 1940 года после длительных испытаний и доводок производство Biter началось на заводах АРХ и FCM. Но было уже поздно. К июлю изготовили только три машины, которые затем безуспешно попытались вывезти из Франции.

НЕОБЫЧНАЯ КОНСТРУКЦИЯ

Из-за не совсем обычного размещения вооружения и компоновка танка В1 bis была не совсем обычной. Внутренней перегородкой корпус танка делился на два отделения-экипажа и механизмов. По всей длине отделения экипажа, вплоть до сиденья водителя, имелся пол. Зазор между полом и днищем корпуса использовался для хранения части боекомплекта и прокладки тяг систем управления. Водитель-наводчик 75-мм орудия располагался в бронированной рубке, смещенной к левому борту. Перед водителем находилось рулевое колесо с гидроусилителем, педали главного фрикциона, тормоза и газа, два рычага тормоза, справа – рычаг переключения передач, правее и выше – маховик механизма вертикального наведения 75-мм орудия. Само 75-мм орудие располагалось справа от места водителя, правее и ниже орудия размещался курсовой пулемет. Рабочее место заряжающего находилось позади 75-мм пушки и приборами наблюдения не оборудовалось. Хотя, при необходимости, водитель мог произвести выстрел из орудия самостоятельно, обычно это делал заряжающий по его команде. В обязанности заряжающего входила и подача в башню командиру танка выстрелов к 47-мм пушке из боеукладки, расположенной в корпусе. Чтобы как- то разгрузить заряжающего, в танк, несмотря на тесноту, часто брали одного из прикрепленных механиков, в задачу которого входила не только помощь при ремонте, но и подача орудийных выстрелов. Радист, или, как тогда говорили, радиотелеграфист, размещался в корпусе позади водителя и также не имел приборов наблюдения. Это был единственный член экипажа B1bis, выполнявший только свои прямые обязанности по обслуживанию радиостанции. Сверхзанятость остальных членов экипажа предопределила высокую уязвимость В1 bis в бою.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"313813","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.