ЛИБРИО    

Читать "Религия и психические болезни" - Романович Валерий Вадимович (?) - Страница 1 -

Валерий Романович

РЕЛИГИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

Потребности, эмоции, чувства — элементы психики человека

Психика любого человека — это совокупность сложных взаимосвязанных процессов, свойств и особенностей. Составными элементами психики принято считать намять, интеллект, темперамент, характер, потребности, эмоции, волю и т. д. Но мы не будем здесь рассматривать все составляющие психики, а поговорим лишь о тех, анализ которых поможет понять, как и отчего возникают нарушения психической деятельности.

Первая человеческая потребность — это потребность познания окружающего мира, или познавательная потребность. Любой человек должен ориентироваться в жизненно важной для пего действительности. Эта ориентировка осуществляется посредством интеллекта — абстрактного мышления. Без достижения такого уровня ориентировки нормальная жизнедеятельность человека просто невозможна. Способность ориентироваться в окружающей действительности имеется уже у ребенка и все более усложняется по мере его роста и развития.

Кроме того, человек должен иметь к окружающей его среде и соответствующее эмоциональное отношение и чувствовать определенное отношение к себе со стороны окружающих. Взаимоотношения со средой человек учитывает, принимая решение о своих действиях, и это обеспечивает ему возможность правильно включиться в общественные процессы и сотрудничать с другими людьми. Эмоциональный контакт является объектом особой, своеобразной потребности человека, второй его важной — ориентировочной — потребностью. Она называется потребностью общения.

Иметь цель в жизни — третья органическая потребность человека. Только у одних она выливается в эгоистические, близкие к физиологическим потребностям, у других наполняется задачами, полными высокого смысла. Важнейшие для данного человека цели складываются в то, что можно назвать смыслом жизни. Поиски смысла и цели жизни — сугубо человеческая потребность. Она означает высший уровень развития биосоциальной ориентировочной потребности у существа, у которого размышления над самим собой являются таким же условием нормального функционирования, как и размышления над окружающим миром.

Итак, человеку свойственны специфически человеческие потребности, в частности — познавательная, эмоционального контакта (общения) и смысла жизни. Неудовлетворение любой из этих потребностей приводит к тому, что ориентировка человека в окружающем мире становится неполной и не обеспечивает его правильного функционирования, что препятствует наиболее полному использованию всех его возможностей для нормальной жизнедеятельности. Названные потребности вместе с физиологическими как раз и составляют ту основу, на которой развиваются все остальные — эстетические, нравственные, правовые и пр.

Процесс удовлетворения потребностей окрашивается проявлениями человеческих эмоций. Эмоции сопровождают всю нашу жизнь и помогают нам определить полезность или вредность сложившейся в данный момент ситуации. Они — основа всех наших внутренних переживаний. « Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенную эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения», — считает академик П. К. Анохин.

Эмоции, как и другие формы психической жизни, возникли и развились в процессе эволюции. Человек унаследовал механизм эмоций от своих животных предков. Такие эмоции, как голод, жажда, ярость, страх и отчасти половые сходны у человека и животных; они тесно связаны с биологическим состоянием организма в данный момент. Эмоции проявляют отчетливые признаки прогресса. С развитием мышления и разума, а также высших человеческих потребностей на базе эмоций сформировались более сложные человеческие чувства. Эмоциями принято называть более простые и относительно кратковременные переживания, обычно связанные с определенной, конкретной ситуацией, а чувствами — переживания более сложные и длительные по времени. Чувства формировались в ходе общественных отношений и свойственны лишь человеку.

Велико значение эмоций и в ходе человеческого искания истины. Это «искание истины» наиболее точно отражает тот процесс, который неизбежно сопровождается у человека напряженным эмоциональным состоянием.

Действительно, в поисках истины участвует не только мышление, но и аппарат эмоций, чувств. Более того, как считает советский нейрофизиолог П. В. Симонов, назначение аппарата эмоций — срочная компенсация недостатка сведений, необходимых для целенаправленного поведения. При потребности в пище, воде, устранении болевого раздражения и прочего именно нехватка информации представляет решающий фактор запуска механизмов эмоционального напряжения.

Таким образом, эмоция возникает чаще всего в ситуации неопределенного прогноза. Это — реакция человека, который еще не знает, какие действия понадобятся для достижения цели, но он готов к различным действиям.

Характеризуя поведение человека, можно грубо разделить его на две стадии, которые, непрерывно чередуясь, составляют основу жизни. Это — стадия формирования потребностей, основных влечений и стадия их удовлетворения. Если человек терпит неудачи в реализации своей потребности, у него возникают отрицательные эмоции; если же оказывается, что существующие условия с избытком превосходят те, которые необходимы для ее удовлетворения, эмоции становятся положительными.

Общеизвестно, что человек в социалистическом обществе — важнейшая ценность и что наша Коммунистическая партия все усилия направляет на повышение благосостояния народа, наиболее полное удовлетворение экономических и духовных потребностей советских граждан. Только «за прошедшие пятнадцать лет реальные доходы на душу населения выросли в стране примерно вдвое, а общий объем материальных благ и услуг — примерно в 2,4 раза»[1]. Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза уделяет неослабное внимание «дальнейшему повышению благосостояния советских людей, улучшению условий их труда и быта, значительному прогрессу здравоохранения, образования, культуры», всему тому, «что способствует формированию нового человека, всестороннему развитию личности, совершенствованию социалистического образа жизни»[2]. Таково отношение Коммунистической партии к проблеме удовлетворения разумных потребностей советских людей.

Как же относится религия к основным человеческим потребностям? Какие эмоции и чувства формирует она у наших верующих сограждан?

Возьмем познавательную потребность. Наука не предлагает человеку готовых ответов, она побуждает его к самостоятельной умственной работе, к проверке опытом каждого своего утверждения. Прямо противоположного требует религия: не искать истину, не размышлять над явлениями природы и общественного развития, а слепо верить в бога и всеобъемлющую мудрость его, в то, что мир создан богом и создан в высшей степени хорошо. « Во многой мудрости много печали», — предупреждает верующих Библия. В «священном писании» содержится немало предостережении против научного познания мира. Единственным объектом, достойным познания, религия считает только бога, а наилучшим средством его познания признает «откровение свыше», экстаз, «озарение».

Потребность эмоционального контакта религия также вводит в желательные для нее рамки общения верующих друг с другом и с божеством. Причем религиозная потребность верующих в «общении» со сверхъестественными силами есть проявление естественной потребности людей в снятии психического напряжения. Это не что иное, как попытка на религиозной основе преодолеть психический кризис, достигнуть душевного покоя. Жизнь в мире грез становится для верующего столь же необходимой, как и поддержание своего физического благополучия.

вернуться

1

« Материалы XXV съезда КПСС». М., 1976, стр. 40.

вернуться

2

Там же.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"567320","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.