ЛИБРИО    

Читать "В звёздных лабиринтах: Ориентирование по небу" - Комаров Виктор Ноевич, Максимачев Борис Алексеевич (?) - Страница 1 -

Б. А. Максимачев В. Н. Комаров

В ЗВЁ ЗДНЫХ ЛАБИРИНТАХ

Ориентирование по небу

МОСКВА « НАУКА»

ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ФИЗИКО- МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1978

22.6

М 17

УДК 523.8

  Максимачев Б. А., Комаров В. Н. М 17

В звёздных лабиринтах: Ориентирование по небу.— М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1978.—200 с.

50 к.

Книга знакомит читателя с картиной звёздного неба. Она помогает находить созвездия и навигационные звёзды северного и южного полушарий неба, что очень важно для морских и авиационные штурманов и космонавтов. Попутно рассказывается о достопримечательностях созвездий. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

M 20605-136 197-78 053(02)-78 ©

Главная редакция

физико-математической литературы

издательства « Наука», 1978

ПРЕДИСЛОВИЕ

Над нами звёздное небо. Согласитесь, что мало кто из нас имеет элементарные астрономические знания о «небесной геометрии», звёздах и процессах, происходящих в них, о нашей Солнечной системе. Но сегодня человек, в какой бы самой отдалённой области науки или народного хозяйства он ни работал, должен иметь представление, хотя бы и общее, о нашей Солнечной системе, звёздах и современных достижениях астрономии, так как на протяжении всей истории человечества астрономия играла и играет большую роль в формировании научной картины мира, создании философских и мировоззренческих систем.

Когда астрофизики Академии наук СССР вышли с предложением установки телескопа « Орион-2» на борту одного из космических кораблей, нам с П. И. Климуком пришлось пройти довольно серьезный курс по астрономии и астрофизике в процессе подготовки к полёту на корабле « Союз-13», и я с уверенностью могу сказать, что при этом мой кругозор как человека и инженера, значительно расширился.

В наши дни, когда идёт интенсивное освоение космического пространства человеком и сама космонавтика становится отраслью народного хозяйства, наши представления о Вселенной непрерывно обогащаются новыми сведениями. Астрономия из науки наблюдательной превращается в экспериментальную область знания. Сегодня мы читаем и слышим о квазарах, пульсарах, нейтронных звёздах, «черных дырах» и т. п.

А ведь ещё десятилетие назад эти понятия были либо совсем неизвестны, либо доступны лишь узкому кругу специалистов. Теперь же они стали неотъемлемой частью современной астрономической терминологии.

Перед нами встала практическая проблема — как можно лучше изучить звёздное небо, узнать и хорошо изучить созвездия, опорные звёзды, маршруты переходов от одного созвездия к другому. Ведь поле зрения у нас в корабле сильно ограничено — мы смотрим в иллюминатор. Нам нужно было уверенно определять маршруты переходов от одного созвездия к другому, чтобы наиболее коротким путем прийти к заданному участку неба и найти звёзды, по которым надо было ориентировать и стабилизировать корабль, обеспечивая определённое направление телескопов в пространстве. Конечно, задача эта была не из лёгких, тем более, что объем астрономических знаний у нас перед этим, скажем прямо, ограничивался всего лишь рамками средней школы. Мы знали примерно, как найти созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Полярную звезду, ну, и ещё, в лучшем случае, созвездие Кассиопеи.

А здесь нужно было изучить около восьмидесяти созвездий. Но, главное, задача была интересная. Значительная часть нашей астрономической подготовки проходила в Московском планетарии. В этих занятиях участвовали не только П. Климук и я, но и все наши товарищи — космонавты. От звезды к звезде, от созвездия к созвездию мы распутывали лабиринты звёздных узоров, научились находить в них смысловые фигуры и нужные для нас линии направлений.

Методами астрофизики мы овладевали на теоретических занятиях и непосредственно на Бюраканской астрофизической обсерватории. Помогло нам и изучение звёздного неба с самолета, а также выезды на Байконур.

В своей подготовке мы использовали и серьезные курсы по астрономии и научно-популярные книги, среди которых особенно ценной для нас оказалась книга Ф. Ю. Зигеля « Сокровища звёздного неба».

Предлагаемая читателю книга поможет ему не только познакомиться со звёздным небом, но и научит его приёмам быстрого и уверенного отыскания созвездий и навигационных звёзд, окажет практическую помощь не только любителям астрономии, но и всем тем, кто по роду своей деятельности встречается с задачей ориентирования по звёздам,— геодезистам, картографам, штурманам, летчикам-космонавтам. В создании этой книги авторам помог опыт, накопленный в процессе занятий с космонавтами и авиационными штурманами в Московском планетарии.

Наряду со сведениями по сферической астрономии в книге дано образное, почти художественное описание созвездий, приведены рекомендации по запоминанию каждого из них, методы ориентирования. И хотя авторы не ставили целью дать подробный рассказ о различных явлениях во Вселенной, все же по ходу описания тех или иных космических объектов они совершенно правильно отметили некоторые из них в качестве достопримечательностей — без этого описание созвездий выглядело бы однообразным и неконкретным.

Для всех, кто изучает звёздное небо, важно установить какие-либо четкие ассоциации с каждым из светил — будь то сведения о блеске и расстоянии, размерах и температуре, истории изучения или связи с мифологическими событиями.

Ещё одной отличительной особенностью настоящей книги является подробное описание не только северного, но и южного звёздного неба, что может оказаться полезным для тех, кто посещает страны южного полушария.

На мой взгляд, авторам вполне удалось добиться поставленной цели и потому чтение этой книги для многих окажется не только интересным, но и полезным делом.

19 мая 1977 г.

В. В. Лебедев

Герой Советского Союза,

летчик-космонавт СССР

ВВЕДЕНИЕ

Человек в незнакомом городе. Необходимо найти кратчайший путь к определённому зданию...

Путешественник в густом лесу, протянувшемся на сотни километров, или в открытом поле. Надо не заблудиться, найти верное направление движения.

Корабль в океане, вдали от берегов. Перед капитаном и штурманом задача — определить своё местоположение на водной равнине, проложить курс к намеченной цели...

Самолет на большой высоте, над облаками, непроницаемая серовато-беловатая пелена скрывает от летчиков поверхность Земли. Но пилот все время должен знать, над какими пунктами он пролетает и привести машину к заданной точке...

Орбитальная космическая станция. Ведутся астрофизические наблюдения. Космонавты должны сориентировать станцию таким образом, чтобы измерительный прибор, например, рентгеновский телескоп, был направлен в определённую точку неба и в течение всего времени наблюдений удерживать станцию в соответствующем положении...

Все эти внешне разнородные ситуации роднит одна общая черта. Во всех перечисленных и многих других сходных случаях возникает задача: определить точное местоположение того или иного объекта в пространстве и ориентироваться относительно тех или иных направлений.

Решить эту задачу, очевидно, можно только в том случае, если имеется некоторая система отсчёта. Иными словами, определить положение в пространстве «вообще» нельзя, а можно только по отношению к каким-либо определённым объектам. Если речь идёт о наблюдателе, который находится на поверхности Земли, то такими объектами могут явиться те или иные точки или линии, неподвижно «закреплённые» на её поверхности. Именно такую роль играет хорошо всем известная система земных географических координат.

Географические координаты — это два числа, единственным образом фиксирующие положение точки на земной поверхности. Одно из них — широта — угловое расстояние (т. е. расстояние в градусах) между плоскостью земного экватора, которая делит поверхность нашей планеты на два полушария: северное и южное, и отвесной линией, проходящей через данную точку. Направление отвесной линии в данной точке Земли определяется направлением нити с грузиком на конце. Второе — долгота — угловое расстояние в плоскости экватора от некоторого меридиана, условно принятого за начальный, до меридиана, проходящего через данную точку. Обычно таким меридианом считается гринвичский меридиан, который проходит через Гринвичскую обсерваторию в Англии.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"569492","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.