ЛИБРИО    

Читать "Книга по химии для домашнего чтения" - Степин Борис Дмитриевич, Аликберова Людмила Юрьевна - Страница 1 -

Annotation

В виде небольших рассказов, заметок и ответов на вопросы приведены сведения из различных разделов химии и эпизоды из жизни ученых-химиков. Цель книги — дать читателю представление о химии как о необходимом звене, гармонично связывающем нас с природой, позволяющем создавать необходимые цивилизованному миру предметы и материалы.

Книга рассчитана на широкий круг читателей — преподавателей и студентов, школьников и пенсионеров, инженеров и домохозяек. Любознакльные найдут здесь интересные факты, а практичные читатели — полезные советы и рекомендации.

Б. Д. Степин

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАССКАЗЫ ОБ АЛХИМИИ, ХИМИИ И РЕМЕСЛАХ

1.1. ДАВНО ЛИ ПОЯВИЛОСЬ СЛОВО « ХИМИЯ»?

1.2. АЛХИМИЯ — ДРЕВНЕЙШИЙ ПРООБРАЗ ХИМИИ

1.3. « ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ» И « ЭЛИКСИР МОЛОДОСТИ»

1.4. АЛХИМИСТЫ В РОССИИ

1.5. АРГИРОСКОПЫ, ВОДОЧНИКИ И АРКАНИСТЫ

1.6. КАКАЯ ИЗ АКАДЕМИЙ СТАРЕЙШАЯ?

1.7. НА РУССКУЮ СЛУЖБУ В АКАДЕМИЮ

1.8. ПЕРВЫЕ КРАСКИ

1.9. РОЖДЕНИЕ ГОНЧАРНОГО РЕМЕСЛА

1.10. ЧЕРВЛЕНЫЕ ЩИТЫ РУСИЧЕЙ

1.11. СУРИК

1.12. « ПРАЗЕЛЕНЬ»

1.13. КИНОВАPb

1.14. « КАКО БЕЛИЛА ДЕЛАТЬ?»

1.15. СИНЬКАЛЬ, ИЛИ СИНИЛЬНО- КИСЛЫЙ ПОТАШ

1.16. БЕРЛИНСКАЯ ЛАЗУРЬ

1.17. КРАСКА « БАКАН»

1.18. ПОТАШ БОЯРИНА МОРОЗОВА

1.19. СОДА: ПЕРВЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ

1.20. ПРОИЗВОДСТВО СОДЫ ПО СОЛЬВЕ

1.21. « ПОЛИВАЧИ» — МАСТЕРА ПОТАШНОГО ПРОИЗВОДСТВА

1.22. ПЕРВЫЕ СОДОВЫЕ ЗАВОДЫ

1.23. ФИНИКИЙЦЫ И СТЕКЛО

1.24. СТЕКЛО НА РУСИ

1.25. МОЖНО ЛИ АЛМАЗ СПУТАТЬ СО СТЕКЛОМ?

1.26. УКРАДЕННЫЙ СЕКРЕТ МЕЙСЕНСКОГО ФАРФОРА

1.27. О ЗЕРКАЛАХ

1.28. СПИЧКИ « МАКАЛЬНЫЕ» — ОГОНЬ ИЗ ЖИДКОСТИ

1.29. « ПИРОФОР»

1.30. НЕОБЖИГАЮЩЕЕ ГОЛУБОВАТОЕ ПЛАМЯ

1.31. ОСИНОВАЯ ПАЛОЧКА И ФОСФОР — И НИКАКОГО ИМПОРТА

1.32. СПИЧКИ — « ШВЕДСКИЕ», ИЗОБРЕТАТЕЛЬ — НЕМЕЦ

1.33. « ЯМЧУГ», ИЛИ СЕЛИТРА

1.34. СЕЛИТРА, СЕРА И ВОЙНА

1.35. ПОРОХ И « ГРЕЧЕСКИЙ ОГОНЬ»

1.36. ПРАВ ЛИ БЫЛ КАПИТАН НИКОЛЬ?

1.37. « ГРЕМУЧИЙ СТУДЕНЬ» И « БАЛЛИСТИТ»

1.38. ЗАМОРСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ

1.39. « ГОРЮЧИЙ ПАР»

1.40. СПОРЫ О ФЛОГИСТОНЕ

1.41. « СВЕТИЛЬНЫЙ ГАЗ»

1.42. ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

1.43. ВОЗМУЩЕНИЕ ПРИСТЛИ. ПОЧЕМУ ОБИДЕЛСЯ УАТТ?

1.44. ПРОДУКТ ОАЗИСА АММОНА

1.45. СМЕРТОНОСНЫЙ ГАЗ

1.46. « СИЛЬНЕЙШАЯ СОЛЬ, БЛИЖАЙШАЯ К СЕЛИТРЕ»

1.47. « ТУРЕЦКИЙ КУПОРОС»

1.48. « КРЕПКАЯ ВОДКА»

1.49. КАК ПОЛУЧИТЬ « КУПОРОСНЫЙ СПИРТ»?

1.50. « КИСЛАЯ ВЛАЖНОСТЬ»

1.51. ЛЕКАРСТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

1.52. « ДУХ ИЗ СОЛЕЙ»

1.53. « ЯP Ь- МЕДЯНКА»

1.54. ВСЯКИЙ ЛИ САХАР — ПИЩЕВОЙ ПРОДУКТ?

1.55. « НЕБЕСНЫЙ МЕТАЛЛ»

1.56. ЗОЛОТОЕ ОРУЖИЕ И СВИНЦОВЫЕ ДЕНЬГИ

1.57. РАДИЙ РОССИИ

1.58. ИОД РОССИИ

1.59. ВОДОРОСЛИ — АГАР — МАРМЕЛАД

1.60. « МЕФИЛЬ»

1.61. КАКОЙ САХАР ЛЮДИ УЗНАЛИ РАНЬШЕ — СВЕКЛОВИЧНЫЙ ИЛИ ТРОСТНИКОВЫЙ?

1.62. « ЦЕЛОВАЛЬНИКИ БУМАЖНОГО ДЕЛА»

1.63. ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ БУМАГУ?

1.64. ЗНАМЕНИТЫЙ КОНФЛИКТ ФРАНЦУЗСКИХ ХИМИКОВ БЕРТОЛЛЕ И ПРУСТА

2. ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ ХИМИКОВ

2.1. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ — ПЕРВЫЙ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ- ЭНЦИКЛОПЕДИСТ

2.2. ДЖОЗАЙЯ ГИББС — ОДИН ИЗ « ГАЛЕРЕИ СЛАВЫ ВЕЛИКИХ АМЕРИКАНЦЕВ»

2.3. САМЫЙ БОГАТЫЙ ИЗ УЧЕНЫХ И, ВЕРОЯТНО, САМЫЙ УЧЕНЫЙ СРЕДИ БОГАЧЕЙ — ГЕНРИ КАВЕНДИШ

2.4. БЛАГОРОДНЫЙ АСКЕТ РОБЕРТ БОЙЛЬ

2.5. РОДЖЕР БЭКОН — МОНАХ- УЧЕНЫЙ

2.6. « ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР» ПАРАЦЕЛЬС

2.7. АПТЕКАРЬ- АКАДЕМИК КАРЛ ШЕЕЛЕ

2.8. БЛАГОРОДНЫЙ РЫЦАP Ь НАУКИ ДЖОН ДАЛЬТОН

2.9. МЯТЕЖНЫЙ ХИМИК СТАНИСЛАО КАННИЦЦАРО

2.10 АЛЬТРУИСТ ИЗ ШОТЛАНДИИ ДОКТОР ДЖОЗЕФ БЛЭК

2.11. ЧЕСТНЕЙШИЙ ЕРЕТИК ДЖОЗЕФ ПРИСТЛИ

2.12. ОТ ФИЗИКА- САМОУЧКИ ДО ПРОФЕССОРА: ЖИЗНЬ АМЕДЕО АВОГАДРО

2.13. ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ: НЕ НАУКОЙ ЕДИНОЙ

2.14. ХИМИКИ- АЭРОНАВТЫ

2.15. « ДЕДУШКА РУССКИХ ХИМИКОВ»

2.16. ДРАМА НЬЮЛЕНДСА

2.17. ДВАЖДЫ КАВАЛЕР ОРДЕНА СВЯТОЙ АННЫ ЮСТУС ФОН ЛИБИХ

2.18. ФРИДРИХ ВЁ ЛЕР. ЗНАМЕНИТЫЙ СИНТЕЗ

2.19. БЛЕСТЯЩАЯ КАРЬЕРА БАРОНА БЕРЦЕЛИУСА

2.20. « БРАТ ИГНАТИЙ» — ЖАН ДЮМА

2.21. ДРАМАТИЧЕСКАЯ СУДЬБА АКАДЕМИКА ЛОВИЦА

2.22. ЗЛОСЧАСТНЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ НИКОЛЯ ЛЕБЛАН

2.23. ПЕРВЫЙ НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ ЯКОБ ВАНТ- ГОФФ

2.24. КОЛЬБЕ, ВАНТ- ГОФФ И « ХИМИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ»

2.25. СКИТАЛЕЦ- АПТЕКАРЬ ИОГАНН ГЛАУБЕР

2.26. ТРИ ЛАУРЕАТА НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ В СЕМЬЕ КЮРИ

2.27. ОТКРЫТИЯ И ОШИБКИ УИЛЬЯМА РАМЗАЯ

2.28. АНТУАН- ЛОРАН ЛАВУАЗЬЕ — ОСНОВОПОЛОЖНИК КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИИ

2.29. ДВА ЛИЦА БЕНДЖАМИНА ТОМПСОНА — ИЗОБРЕТАТЕЛЯ И АВАНТЮРИСТА

2.30. « БОГАТЕЙШИЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ БРОДЯГА»

2.31. НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ И ЕЕ ЛАУРЕАТЫ- ХИМИКИ

2.32. ЗИНИН И АНИЛИН

2.33. « В ХИМИИ СУЩЕСТВУЕТ БУТЛЕРОВСКАЯ ШКОЛА И БУТЛЕРОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

2.34. ТРАГЕДИЯ АКАДЕМИКА ЧИЧИБАБИНА

2.35. АВГУСТ КЕКУЛЕ, БЕНЗОЛЬНОЕ КОЛЬЦО И АРОМАТИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

2.36. АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН — ХИМИК, КОМПОЗИТОР И ГЕНЕРАЛ

2.37. НЕПОЛУЧЕННАЯ ПРЕМИЯ ЗЕЛИНСКОГО

2.38. БРАТЬЯ- ХИМИКИ ИПАТЬЕВ И ЧУГАЕВ

2.39. ХИМИК- ДОЛГОЖИТЕЛЬ МИШЕЛЬ ШЁ ВРЕЛЬ

2.40. АКАДЕМИК АНРИ ЛЕ ШАТЕЛЬЕ — ГЛАВА БОЛЬШОЙ СЕМЬИ

2.41. НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ НАПОЛЕОНА — КЛОД БЕРТОЛЛЕ

2.42. ТРИ ТЫСЯЧИ НАУЧНЫХ ТРУДОВ ПЬЕРА БЕРТЛО

2.43. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ХИМИКОВ РОЗЕ

2.44. ОПАСНЫЕ ОПЫТЫ ГЭМФРИ ДЭВИ C НЕИЗВЕСТНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

2.45. МАЙКЛ ФАРАДЕЙ — КАМЕРДИНЕР И ЛАКЕЙ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ ДЭВИ

2.46. ПЛАТА ЗА ОТКРЫТИЯ

2.47. КАК АКАДЕМИК ВОЛЬФКОВИЧ ОДНАЖДЫ СТАЛ « СВЕТЯЩИМСЯ МОНАХОМ»

2.48. ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР НОБЕЛЕВСКОГО ИНСТИТУТА СВАНТЕ АРРЕНИУС

2.49. АВТОР « ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ» ВИЛЬГЕЛЬМ ОСТВАЛЬД

2.50. КУРЬЕЗНЫЕ СЛУЧАИ ИЗ ЖИЗНИ ПРОФЕССОРА И. А. КАБЛУКОВА

2.51. НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ АЛЬФРЕД ВЕРНЕР

2.52. ДЕМИДОВСКАЯ ПРЕМИЯ КАРЛА КЛАУСА

3. НАЗВАНИЯ, СИМВОЛЫ И ФОРМУЛЫ — ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

3.1. МИСТИЧЕСКОЕ ЧИСЛО СЕМЬ. АЛХИМИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ: « КРАСНЫЙ ЛЕВ» И « ПРЕКРАСНАЯ ЛИЛИЯ»

3.2. ПЕРВЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВЕЩЕСТВ

3.3. « СПИРИТУС НИТРИ» РАСТВОРЯЕТ « ВЕНЕРУ», « МАРС» И « ЛУНУ». ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

3.4. ХИМИЧЕСКИЕ ЗАПИСИ ПЕТРА I

3.5. СИСТЕМА СИМВОЛОВ БЕРЦЕЛИУСА

3.6. СОЛИ ТАХЕНИЯ

3.7. ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

3.8. ИМЕНА КИСЛОТ

3.9. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ХИМИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ

3.10. СТРАННЫЕ СПИРТЫ

3.11. « МАГИЧЕСКИЕ», « ЖЕСТКИЕ», « МЯГКИЕ», « СВЕРХКИСЛОТЫ», « КИСЛОТЫ ЛЬЮИСА», « КИСЛОТЫ БРЁ НСТЕДА» — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

3.12. « СОЛЕНЫЙ СПИРТ»

3.13. « КОРОЛЕВСКАЯ ВОДКА»

3.14. СТРАННАЯ ФОРМУЛА

3.15. ГАС ГЕЛЬМОНТА

3.16. ВОДОРОД ХЛОРОВИЧ…

3.17. « СЕРНОКИСЕНЬ»

3.18. « МЕДНЫЙ ИДРАТ»

3.19. « КУПОРОС ЗЕЛЕНЫЙ»

3.20. И СНОВА « ЯМЧУГ»…

3.21. ШАРАДЫ В РУКОПИСИ ЛОМОНОСОВА

3.22. ЕЩЕ РАЗ О НАЗВАНИЯХ ВЕЩЕСТВ

3.23. РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИ

3.24. НЕОЖИДАННЫЙ ВЗРЫВ

3.25. « СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО»

3.26. « ГРЕМУЧЕЕ СЕРЕБРО»

3.27. БЫВАЮТ ЛИ КИСЛОТЫ ЖИРНЫМИ?

3.28. КАК ПОЯВИЛОСЬ НАЗВАНИЕ « ЛИМОННАЯ КИСЛОТА»

3.29. КИСЛОТЫ ИЗ ЯНТАРЯ И МОЛОКА

3.30. ЕСТЬ ЛИ В ЯБЛОКАХ ЯБЛОЧНАЯ КИСЛОТА, А В ВИНЕ — ВИННАЯ?

3.31. ОТЧЕГО УКУСЫ МУРАВЬЕВ ТАК БОЛЕЗНЕННЫ? ЕДИМ ЛИ МЫ ЩАВЕЛЕВУЮ КИСЛОТУ!

3.32. « ДРЕВЕСНАЯ КИСЛОТА». « КРИМИНАЛЬНОЕ» ПРОИСХОЖДЕНИЕ БЕНЗОЛЬНОГО КОЛЬЦА

3.33. ЧТО ОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ « РОДАНИДЫ»?

3.34. ЧТО ТАКОЕ « ТЕНАРОВА СИНЬ»?

3.35. ГЛАУБЕРОВА СОЛЬ

3.36. « СЕНЬЕТОВА СОЛЬ»

3.37. « КРОВЯНЫЕ СОЛИ»

3.38. « ПРЕЦИПИТАТЫ»

3.39. « АЛКАЛЬ»

3.40. КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ АНГИДРИДОМ, АНГИДРИТОМ И АНГИДРОНОМ?

3.41. ЧЕМ СХОДНЫ И ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ СИЛАН И СЕЛАН?

3.42. МОЖЕТ ЛИ ЗОЛОТО БЫТЬ ЧЕРВОННЫМ?

3.43. КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТЕРМИТАМ ИМЕЕТ ТЕРМИТНАЯ СМЕСЬ?

3.44. БЕЛАЯ И ЧЕРНАЯ…

3.45. ЕСТЬ ЛИ ЦЕМЕНТ В ЦЕМЕНТИТЕ?

3.46. УЧАСТВУЕТ ЛИ ЦЕМЕНТ В ЦЕМЕНТАЦИИ?

3.47. ВСЯКОЕ ЛИ МАСЛО ПРИГОДНО ДЛЯ СМАЗКИ?

3.48. МОЖНО ЛИ ПОЛУЧИТЬ « БАРИТОВУЮ ВОДУ», РАСТВОРЯЯ БАРИТ В ВОДЕ?

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"570451","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.