ЛИБРИО    

Читать "Техника и вооружение 2007 07" - Коллектив авторов - Страница 1 -

Annotation

Научно-популярный журнал (согласно титульным данным). Историческое и военно-техническое обозрение.

Техника и вооружение 2007 07

Комплекс Д-4: долгий путь к подводному старту

Техническое обеспечение ОКСВ при подготовке и выводе войск из Афганистана

Основные направления развития защитных устройств динамического типа. проблемы, перспективы

Музеи линии Мажино в Северном Эльзасе Часть 2

Музей Casemate ESCH

ФОТОАРХИВ

Броня « Крылатой пехоты»

« Фау-2»

Шаг за шагом

Авиация спецназа

Из дневника старшего лейтенанта А. П. Артюха, начальника группы вооружения 3-го отряда 205-й овэ

Боевые колесницы Земли Обетованной

Техника и вооружение 2007 07

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ вчера, сегодня, завтра

Научно-популярный журнал

Июль 2007 г.

На 1 стр. обложки: БТР- ЗД с ЗУ-23.

Фото на 1–2 стр. обложки предоставлены службой информации и общественных связей ВДВ РФ.

Комплекс Д-4: долгий путь к подводному старту

Развитие идеи вооружения подводных лодок баллистическими ранетами Часть IX*

Павел Качур

Продолжение. Начало см. в « Ти В» № 3/2007 г.

* См. « Ти В» № 4,5,7,8/2004 г., № 3–8,10–12/2005 г., № 1,5,6,12/2006 г., № 3/2007 г.

Создание ракетного комплекса Д-4 с подводным стартом

Проведенные в три этапа испытания экспериментально подтвердили в первую очередь принципиальную возможность подводного старта ракет с ЖРД. Другим результатом явилось то, что конструкции пусковой шахты и находящейся в ней пусковой установки, корабельных устройств и систем обеспечивают нормальную погрузку, транспортировку, хранение и пуск опытных баллистических ракет С-4.7, а старт ракет из подводного положения не оказывает отрицательного воздействия на экипаж подводной лодки.

Таким образом, была не только доказана возможность создания баллистических ракет, стартующих из подводного положения, но и определены основные научные и технические направления практического решения проблемы создания боевых баллистических ракет такого типа и подводных лодок, вооруженных ими.

Министерство обороны и Государственные комитеты Совета Министров СССР по оборонной технике, судостроению и радиоэлектронике обратились к правительству с предложением приступить к созданию боевых комплексов ракетного вооружения с баллистическими ракетами, стартующими с ПЛ в подводном положении. Совет Министров СССР одобрил их предложение и 20 марта 1958 г. принял постановление о развертывании работ по созданию новых ракетных комплексов 1* с баллистическими ракетами, стартующими из- под воды, применительно к большим подводным лодкам проектов 629 и 658.

Головными исполнителями работ были утверждены:

— по ракетам в целом, контрольно-испытательной аппаратуре для технической и стартовой позиций — ОКБ-586 (главный конструктор М. К. Янгель);

— по бортовой системе управления, приборам предстартового контроля для технической и стартовой позиций — СКБ-626 (главный конструктор Н. А. Семихатов);

— по бортовым гироскопическим приборам и корабельным счетно-решающим приборам — НИИ-49 (главный конструктор И. А. Турьев);

— по пусковой установке — ЦКБ-34 (главный конструктор Д. Е. Бриль);

— по размещению ракетных комплексов на подводных лодках: проекта 629 — ЦКБ-16 (главный конструктор Н. Н. Исанин), проекта 658 — ЦКБ-18 (главный конструктор И. Б. Михайлов).

Новому комплексу присвоили индекс Д-4 и определили его назначение — поражение промышленных объектов в глубине территории противника, на большом удалении от места старта. Дальность стрельбы задавалась большей, чем у комплекса Д-2, и должна была уточняться в зависимости от возможностей установки Д-4 на подводные лодки, что определялось габаритными размерами пусковых шахт.

В месячный срок после выхода постановления Военно- Морскому Флоту предстояло выдать головным исполнителям работ согласованные с ними технические задания, а им, в свою очередь, представить в IV квартале 1958 г. предэскизные проекты комплекса для переоборудования под него строящихся подводных лодок.

В то время на вооружении имелись подводные ракетоносцы (например, проекта 629), вооруженные тремя ракетами Р-13. Вскоре стала очевидна необходимость перехода к более крупным подводным лодкам с большим числом ракет, и в кораблестроительной программе на «семилетку» (1959–1965) в качестве основного носителя Р-21 стала рассматриваться атомная подводная лодка проекта 667. Она первоначально задумывалась как носитель всего трех крылатых ракет П-100.

Проектирование атомного ракетоносца второго поколения проекта 667 велось в 1958–1960 гг. в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора А. С. Кассациера. Подводную лодку предполагалось оснастить комплексом Д-4 с баллистическими ракетами подводного старта Р-21 (а также комплексом Д-6, твердотопливные ракеты для которого разрабатывались в ЦКБ-7).

Разработка эскизного и технического проектов ракетоносца завершилась в 1960 г. При установке крупногабаритных ракет для придания лодке хорошо обтекаемой формы применили сложные пусковые установки с сомнительным уровнем надежности: восемь ракет размещались вне прочного корпуса в шахтах четырех блоков (поворотные пусковые установки СМ-95 разработки ЦКБ-34) в горизонтальном положении, по две в каждом блоке. Одна пара блоков с шахтами для ракет находилась в носовой части подводной лодки, другая — в кормовой. В каждой паре один блок с двумя шахтами размещался вдоль правого борта, другой — вдоль левого. Блоки каждой пары были жестко связаны полой осью (трубой), расположенной перпендикулярно диаметральной плоскости корпуса лодки. Эта ось могла поворачиваться вместе с блоками на 90°, и таким образом шахты с ракетами из походного горизонтального положения перед предстартовой подготовкой приводились в вертикальное положение.

Очевидцы рассказывают почти анекдотичный случай, произошедший во время доклада о новом комплексе Н. С. Хрущеву. Создатели лодки решили продемонстрировать руководителю страны модель корабля с механизмом, автоматически переводящим ракетные контейнеры из походного положения в боевое. Однако сработал пресловутый «адмиральский эффект» — устройство отказало в самый неподходящий момент, и контейнеры застыли в промежуточном положении. Хрущев не замедлил прокомментировать случившееся: « Если у вас сломалась даже эта игрушка, то чего можно ожидать на настоящей подводной лодке?»

Уже на начальном этапе стали выявляться технические проблемы, преодоление которых показало неоправданность дальнейшей реализации этого проекта, и работы были прекращены. Однако проблема увеличения количества размещаемых на подводной лодке ракет оставалась для ВМФ вопросом первостепенной важности. Выход виделся в возможности существенно уменьшить габариты баллистических ракет при одновременном увеличении дальности стрельбы. На флоте возобладала концепция создания ракет по типу американской системы « Поларис», что привело к отказу от строительства ПЛАРБ проекта 667 с Д-4 в пользу проекта 667 с малогабаритной баллистической ракетой Р-27. В результате в самом начале разработки комплекс Д-4 оказался без перспективного носителя.

По результатам рассмотрения предэскизных проектов Государственные комитеты Совета Министров СССР по оборонной технике, судостроению и радиоэлектронике сформулировали свои предложения о дальнейшем развертывании ОКР по созданию ракетного комплекса Д-4 с баллистической ракетой Р-21 для вооружения строящихся подводных лодок проектов 629 и 658, ранее спроектированных под Д-2.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"576268","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.