ЛИБРИО    

Читать "Милость превозносится над судом. Разговор о псалме 12." - Качан Эдуард Николаевич "edkachan" - Страница 1 -

Милость превозносится над судом. Разговор о псалме 12.

Перед нами еще один псалом, который был составлен царем и пророком Давидом во время его бегства от взбунтовавшегося сына, Авессалома.

Это – стон и плач человека, которого оставил Бог. Эта богооставленность часто бывает следствием тяжких грехов. В книге пророка Исайи об этом сказано ясно: « Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» ( Ис. 1:15).

Ваши руки полны крови – вот причина. Давид во время бунта Авессалома знал, что наказан за дело. Кровь невинно убитого им Урии Хеттеянина была на его руках (2 Цар. Гл. 11), и за это Господь наказал его.

И, тем не менее, Давид знал и другое – Господь не человек, Его любовь к нам, людям, не кончается. Пусть мы часто не верны Господу, но Он нам верен! И если порой Господь не отзывается на наши молитвы, это не потому, что любовь Господа кончилась. Просто так нужно для нашего вразумления.

Именно поэтому Давид и звал Господа.

« Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от мене? Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь?» ( Пс. 12:2-3).

Или в русском переводе Юнгерова: « Доколе, Господи, будешь забывать меня до конца? Доколе будешь отвращать лицо Твое от меня? Доколе я буду слагать помыслы в душе моей, а печали в сердце моем день и ночь?»

Кстати, а каковы признаки богооставленности, о которой так плачет Давид?

Если спросить об это обычного человека с улицы, то он ответит быстро и уверенно – нет успеха в житейских делах, и из этого я заключаю, что Бог меня оставил.

Надо сказать, что святитель Иоанн Златоуст считал иначе. Не на житейский успех или неудачи нужно смотреть! Получается ли у нас жить добродетельно, по заповедям – вот в чем главный вопрос! Если получается выполнять заповеди, в какой-то степени любить ближнего, внимательно молиться – это признаки того, что Господь с нами! Он ведь Сам сказал: « Я есть лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5).

То есть если получается приносить плоды христианской жизни – это верный признак того, что Господь рядом. Наоборот – если всё рассыпается (не житейские дела, а все попытки делать добро), вот это и есть признак того, что Господь оставил. Его рядом нет, и потому ты не можешь сделать ничего доброго!

Но и в этом случае не нужно отчаиваться. Пример царя и пророка Давида показывает, что нужно не прекращать молиться, не прекращать взывать к Богу!

Да и Сам Господь подтвердил это в Евангельские времена, рассказав притчу:

« Сказал так же им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать. Говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: « Хоть я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне» И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хоть и медлит защитить их? Сказываю вам, что продаст им защиту вскоре» ( Лк. 18:1-8).

Так и надо поступать – не прекращать молиться, даже если кажется, что Господь не слышит. Так Господь побуждает нас молиться больше, потому, что молитва полезна нам.

Давид так умел – молиться снова и снова, хоть и казалось, что небеса закрыты и ответа нет.

« Доколе вознесется враг мой на мя?» ( Пс. 12:3).

Не против каждого из нас восстает родной сын (как Авессалом восстал против Давида). Но против каждого человека ополчается тот, кто не оставит в покое никого из нас, пока мы здесь, на земле! Против каждого и нас воюет дьявол.

Если никакой человек не может делать доброго без Бога ( Ин. 15:5), то дьявол тем более не может – ведь он тоже оторван от Бога. А значит, ему непосильно никакое созидание. Наверное, сатана и был бы не против построить новую вселенную, где всё происходило бы по его воле, да не может!

И потому ему остается только разрушать. Неспособный созидать, он стремиться разрушить то, что созидает Бог.

Это, конечно, касается нас, людей. Если сатана сталкивает человека в пучину ада – вот у него уже и есть повод для злобной радости. Пророк Давид не зря употребил слово «возносится». Если дьявол победил нас, значит, он и стал выше нас. По крайней мере до тех пор, пока мы не исправили положение покаянием.

Не случайно Афанасий Великий считал, что: «если враг наш дьявол смиряется, когда мы благочестивы, то явно, что он возносится, когда мы грешим. Ибо унижение человеков – возвышение сатане. Как о Боге говорится, что возносится Он спасением нашим, так о дьяволе, что превозносится он нашей погибелью».

« Призри, услыши мя, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся. Аз же на милость Твою уповах» ( Пс. 12: 4-7)

Или в русском переводе Юнгерова: « Призри, услышь меня, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не усну смертно. Да не скажет враг мой: «я преодолел его!» Угнетающие меня обрадуются, если я поколеблюсь. Я же на милость Твою уповал».

Да, сатана обрадуется нашему падению и нашей погибели. Но без Бога нам сатану не одолеть! Поэтому и зовет Господа на помощь Давид! Поэтому и нам нужно поступать так же.

Псалмопевец говорит о том, что он уповает на милость Божию. Именно на милость, ведь бедствия, свалившееся на него, есть наказание за грех! Он уже не может сказать Господу – «поступи со мной справедливо», потому, что в данном случае наказание – это и есть справедливость!

И все же Бог – не только Судья. Прежде всего Он – Отец, Он Тот, Кто хочет нашего исправления и Спасения, сколь плохи бы мы ни были (1 Тим. 2:4).

Именно поэтому есть смысл взывать к Нему, даже и после греха! Простой судья не простил бы! Но «милость превозносится над судом» ( Иак. 2:13), и милосердие Божие выше Его справедливости!

Мы погрязли в грехах, испортились, изуродовали себя. А Господь Сам стал Человеком, Сам пошел на крест, в смерть, в ад, чтобы «ранами Его мы исцелились» ( Ис. 53:5). Разве это справедливо? Нет. В этом проявлено то, что больше справедливости – Божье милосердие и Божья любовь.

Иной раз то, что Божье милосердие больше справедливости возмущает людей. Как можно – спрашивают они?! Как можете вы, христиане, говорить о том, что есть путь в рай и для убийц?!

Да, есть путь в рай и для них.

Давид – был убийцей? Был. На его руках кровь Урии. А апостол Павел? Ведь он, не разобравшись, одно время был гонителем Церкви и соучастником убийства первомученника Стефана – стерег одежды тех, кто побивал этого праведника камнями ( Деян. 7:14-60; 8:1). А благоразумный разбойник, которому Господь обещал место в раю ( Лк. 23: 39-43)? Вряд ли этого человека распяли за то, что он лютики с клумб срывал! Очевидно, что его преступления были очень серьезными!

И, тем не менее, есть для всех этих людей место в раю. Что между ними общего? Покаяние!

Любому, кого возмущает милосердие Божие, нужно представить, что у него самого есть, скажем, пять сыновей. Четверо вполне благополучные, а пятый – негодяй. Сделает ли критик всё необходимое для исправления сына? Да сделает, конечно! И ласкать его будет, и наказывать; и уговаривать и драть за уши; и заглаживать причиненное им зло будет, и радоваться каждому доброму поступку! И если этот негодяй тысячу раз скажет: «папа, прости, я исправлюсь, я больше так не буду», критик тысячу раз обрадуется и поверит сыну.

Потому, что любит сына!

Но и Бог любит нас так же, даже еще больше. Любит, даже не смотря на то, что мы за свою жизнь тысячи раз предаем Его любовь. И именно потому, что любовь Господа не кончается, мы можем просить у Него милости, чтобы мы не натворили. Если только мы раскаялись, конечно.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"577137","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.