ЛИБРИО    

Читать "Прикладная кратология. Наука о власти" - Черданцев Валерий - Страница 1 -

Валерий Вениаминович Черданцев, Олег Николаевич Глазунов

Прикладная кратология. Наука о власти

© Черданцев В. В, Глазунов О. Н., 2015

© ПРОБЕЛ-2000, 2015

Об авторах

ЧЕРДАНЦЕВ Валерий Вениаминович

Культуролог, политолог. Автор книг: « Апология деструктивности», « Этнический фактор в национальной политике России: современность истории».

Преподаватель РЭУ имени Г. В. Плеханова.

ГЛАЗУНОВ Олег Николаевич

Политолог, публицист, автор книг: « Государственный переворот. Стратегия и технология», « Контуры стратегической нестабильности XXI века. Геополитические игры на мировой шахматной доске: прогнозы до 2030 года».

Доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова.

Введение

ХХI век будет веком гуманитарных наук. Тот, кто собирается выиграть и остаться на мировой шахматной доске, должен первым создавать совершенно новую систему научных представлений о мире, власти и обществе. Современная «большая игра» в  ХХI веке предполагает наличие интеллектуально-стратегического превосходства. На наш взгляд, шансы России избежать глобальной войны в огромной степени зависят от того, насколько удастся создать достойный уровень гуманитарного знания. И прав был немецкий канцлер Бисмарк, когда говорил о том, что войны выигрывают приходской священник и учитель. Но в этой фразе есть и другой смысл, который мало кто замечает – священник и учитель выигрывают не войны, а мир.

Превосходство в гуманитарных знаниях – это путь победы в ХХI веке. Об этом говорил французский философ Мишель Фуко, кода в свой книге « Надзирать и наказывать» писал о «власти-знании». Что сделали большевики, когда пришли к власти в октябре 1917 года? Они предложили свою науку, отличную от царской. Коммунисты смогли победить тогда, когда вычислили наиболее уязвимые точки российской империи, их власть была тем, что Фуко называл «властью – знанием». Невозможно построить светлое будущее, пользуясь чужой системой знаний об обществе и историческом развитии. То есть, если страна в ХХI веке хочет быть активным игроком на мировой арене, то должна создать такую систему знаний, которая будет отражать ее национальные взгляды и интересы. Почему проиграли коммунисты? Они утратила свое интеллектуальное превосходство в «холодной» войне.

Понятно, что интеллектуальное превосходство – это совершенно необходимое условие, чтобы не только присутствовать на мировой шахматной доске, но и просто попасть в число активных игроков. Современной России необходимо новое знание о мире, с иной научной структурой, отличной от нынешней, отражающей реалии ХХ века, знания прежде всего о болевых точках современного мира. И понятно, помимо новых представлений о мире, нам всем необходимо точное и достоверное знание о самих себе. Современная наука таких знаний не предоставляет, что обрекает Россию на проигрыш в современной войне. Поскольку, чтобы двигаться вперед, нужно сначала познать самих себя. Значит, необходимо создавать новую систему научных дисциплин о власти и обществе.

Именно в этом заключается смысл появления кратологии как новой науки о власти… В целом, создание этой дисциплины является не случайным. Власть является одним из универсальных феноменов современной жизни, с ней человек сталкивается постоянно: в семье, на работе, в учебе, органах власти и т. д. Власть проявляет себя в экономике, управлении, культуре, в политике. На протяжении веков авторитет, легитимность и стабильность государственной власти являются условием существования и развития общества и фундаментальной проблемой политической науки.

В современной политической науке феномен власти вызывал и продолжает вызывать огромный интерес, но, несмотря на многовековые традиции его изучения, по-прежнему остается не до конца исследованным. Лучшие умы человечества в разные периоды истории посвящали свои труды изучению власти. Первые попытки исследовать этот феномен предпринимали китайские мыслители и древнегреческие мудрецы. В этот период кратология изучалась в рамках философии. Огромное значение для анализа феномена власти имеют труды Конфуция и Каутильи, Аристотеля и Платона. К исследованию сущности властных отношений обращались многие западные философы, социологи и правоведы, как в эпоху Средневековья так и в Новое время. Именно их труды заложили основы современной науки о власти. Значительный вклад в развитие кратологии внесли философские работы Ж. Бодена, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Н. Макиавелли, Ж. – Ж. Руссо, Т. Гоббса, И. Канта, К. Маркса, Ф. Ницше, М. Вебера, М. Дюверже, Т. Парсонса. Проблема функционирования власти как таковой и, прежде всего, политической власти, была и остается предметом исследования отечественных ученых. К ним можно отнести труды Б. Н. Чичерина, В. С. Соловьева, П. И. Новгородцева, Н. Н. Алексеева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. Б. Струве и др. За тысячелетие существования российского государства учеными прошлого и современности созданы многочисленные концепции власти и властных отношений, в которых неоднозначно определялись ее сущность, источники и субъекты. Эти исследования продолжаются и в настоящее время.

Власть, властные отношения и динамика их развития и взаимодействие с обществом имеют актуальность и для современной России, идущей по пути строительства демократического общества и правового государства. Об этом неоднократно говорил в своих выступлениях президент России В. В. Путин. Вопросы власти находятся и под пристальным вниманием премьера Д. А. Медведева, о чем свидетельствует его выступление в бытность президента со статьей « Россия, вперед!» и обращение к Федеральному собранию в ноябре 2009 года.

Однако науки о власти как таковой, самостоятельной современной науки со своей собственной системой категорий, понятий, отраслей знаний пока еще не существует. Даже политология, которая пришла к нам с Запада в конце 80-х годов, не может заменить науку о власти. Это связано с тем, что политика, будучи производной от власти, является ее функцией и характеризует основные направления деятельности власти. Исходя из этого можно предположить, что это политология является составной частью кратологии, сопутствующую ей, исходящую из ее идей и представлений.

Кратология – наука молодая и поэтому ее проявления столь многообразны в различных формах и аспектах. Сегодня феномен власть изучается не только в рамках политологии, но и философии и истории, психологии и юриспруденции, социологии и др. Однако, каждая из этих наук, имеет свой подход и свою точку зрения к исследованию данного объекта, применяя при этом присущие им методы познания и свой категориальный аппарат. В настоящее время необходимость изучать власть не в отдельных аспектах, а как целостную систему, более чем назрела.

В связи с этим, многие учёные высказывают мысль о необходимости становления новой науки – кратологии, как науки о власти, которая, вобрав в себя богатейший материал, собранный в рамках других наук, позволила бы осуществить комплексный подход к исследованию власти, как целостного явления. Именно, такую попытку предприняли авторы данного исследования, разработав учебный курс « Прикладная кратология».

Предлагаемый курс имеет целью обобщить современные достижения общественных наук в сфере исследования власти для лучшего понимания студентами данного явления. Представить перед ними власть как целостную категорию, помочь понять феномен власти, её содержание, разобраться во властных отношениях, дать необходимые им знания для правильного понимания процессов протекающих в обществе. Предлагаемый курс очень важен для формирования мировоззрения, политического и правового сознания студентов и как граждан, и как участников властных отношений, и как будущих юристов.

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"586739","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.