ЛИБРИО    

Читать "Арсенал-Коллекция 2016 № 04 (46)" - Коллектив авторов - Страница 1 -

Арсенал- Коллекция 2016 № 04 (46)

Научно-популярное издание

В оформлении обложки использована картина художника Arnold de Lange

Сергей Голиков

Звезда по имени Т-34/85

Шедевр советского танкостроения Т-34, давно стал брендом и символом Победы над фашизмом. И сегодня, интерес к этому танку не угасает. В каталогах всех известных фирм, занимающихся выпуском моделей-копий, неизменно присутствует легендарная тридцатьчетверка в различных модификациях и ипостасях. Вот и отечественная « Звезда», в конце 2015 порадовала всех любителей бронетехники масштаба 1:72 , выпустив долгожданную модель Т-34/85 в серии «сборка без клея». До этого ребята из Лобни уже имели опыт с Т- 34/76, и эта модель до сих пор пользуется неплохим спросом. Посмотрим более внимательно на содержимое очередной новинки.

Модель упакована в красочную коробку, дающую приблизительный облик танка, кстати, весьма схематичный. Все основные детали отлиты из серого полистирола и располагаются на одном литнике. Второй литник черного цвета, содержит две гусеничные ленты. Есть инструкция и декаль на всего один вариант оформления. К качеству литья претензий нет. Все детали отлиты без облоя и видимых утяжин.

Прежде чем приступать к сборке, я решил промерить модель на соответствие базовым размерам, а также более точно идентифицировать модификацию, так как на коробке указана лишь общая информация без привязки по заводу-изготовителю и году-месяцу выпуска. К счастью, модель выдержала проверку по размерам на отлично. Все оказалось в пределах известных цифр. С «установлением личности» - проблем тоже не возникло. По всем внешним признакам (форма башни, опорные катки, командирская башенка, передние крылья, и. т.), « Звезда» дала позднюю модификацию Т-34/85, выпуска декабрь - январь 1945, завод №183 Нижний Тагил. В процессе постройки модели все оказалось не столь радужным, о чем я и расскажу ниже.

КОРПУС

Сборку я начал с низа корпуса. Ванна корпуса дана в том же виде что и на предыдущей модели Т-34/76. В целом, здесь нет ничего критичного, но для тех, кто озадачится вопросом деталировки днища Т-34/85, следует проделать ряд доработок, вооружившись специальной литературой.

Опорные катки, на сленге просто - «спайдеры», имеют хорошую для данного масштаба проработку. Единственный момент - центральный болт на крышке ступицы опорных катков и направляющего колеса, он появился на послевоенных машинах, так же как и слегка видоизмененная сама крышка ступицы.

Опорный каток «слайдер» раннего типа (вверху) и позднего типа с болтом фиксации (внизу)

На модели представлены «слайдеры» позднего типа, поэтому я срезал зачатки болтов на ступицах, поскольку планировал делать Т-34/85 военного периода

Ведущее колесо прототипа и модели в сравнении

На фото показан направляющий каток позднего типа с болтом фиксации в центре (вверху) и направляющий каток модели (ниже); Следующее фото приведены каток Звезды и ОКВ Grigorov (внизу) в сравнении

Траки прототипа (вверху) и модели соответствуют самым распространенным - вафельным тракам, но не очень похожи на себя.

Сравнение траков из набора с продуктом фирмы ОКВ Grigorov (внизу), говорит не пользу первых

Поэтому, следует сразу определиться с прототипом, и «плясать» от этого в дальнейшем. Я решил делать Т-34/85 периода Берлинской операции. Поэтому, центральный болт был срезан со всех ступиц. Направляющее колесо - «ленивец», получился у разработчиков хуже. Я не стал устраивать возле него «танец с бубном», а просто заменил на более правильные, из смолы от фирмы ОКВ Grigorov. Ведущее колесо, в целом, меня устроило. Для большей копийности, можно слегка расточить отверстия облегчения. Подошел черед установки траков. Они отлиты из качественного пластика черного цвета. Внешний рисунок рабочей поверхности соответствует так называемому унифицированному «вафельному траку», который стал массово устанавливаться на «тридцатьчетверки» начиная с 1943 года. К сожалению, у Звезды, плохо получилось передать глубину рельефа и точный масштаб толщины перемычек. Отсутствуют множественные отверстия под установку шпор. В итоге, вышло все изящно, но не более того. Первым порывом хотел было заменить траки на гораздо более удачные фирмы ОКВ Grigorov. Чуть остыв, решил оставить родные, так сказать - для наглядного примера. Несмотря на то, что инструкция рекомендует монтировать всю гусеницу на специальных защелках, советую использовать и модельный клей для более корректной фиксации отдельных участков, не желающих плотно прилегать к каткам.

Верх корпуса - пожалуй, самая неоднозначная часть всей модели. Как и в случае с Т-34/76, в жертву простоты сборки была принесена вся детализация.

МТО танка выпуска завода № 183 (вверху), крыша МТО танка завода № 112 (в центре), на нижнем фото хорошо видны все огрехи МТО от Звезды

Запасные топливные баки и система крепления на модели крайне упрощены, и без сложных мер по улучшению не могут быть воспроизведены

Прибор наблюдения Мк-4 позднего типа должен иметь защитную крышку. Обратите внимание на расположения стопора на петле люка заряжающего. На модели показан ранний тип с левым расположением стопора. На поздних Т-34/85, с увеличенной командирской башенкой и люком типа «лопата», стопор располагался уже справа

Лобовая часть корпуса и переднее крыло в сравнении. На модели отсутствуют сварные швы, выделяющие носовую балку, утрировано выделена рояльная петля крепления двух половинок крыла

1 Перейти к описанию Следующая страница{"b":"588938","o":1}

Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга.

Исследование проводилось под руководством специалистов Стэнфордского университета, занимающихся изучением когнитивной и нервной деятельности мозга. Однако сама идея подобного исследования принадлежит специалисту по литературному английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая пытается выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Помимо получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных аспектов, исторических фактов и гуманитарных сведений, заложена ли в чтении какая-либо ощутимая польза для человека, которая поддается оценке?

Получается, что этот процесс можно зафиксировать – по крайней мере, определить, как при чтении происходит циркуляция крови в мозге. Эксперименты были построены таким образом, чтобы люди, находящиеся в камере аппарата МРТ, смогли прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд» (Mansfield Park), текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Читателей попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также провести критический анализ текста, как это делается перед сдачей экзамена.

Аппарат МРТ позволяет ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге, и то, что они обнаружили, показалось им особенно интересным: когда мы читаем, кровь поступает в области мозга, которые находятся за пределами участков, отвечающих за управляющие функции. Кровь поступает в участки, связанные с концентрацией мышления. Ничего удивительного в этом нет – для чтения необходимо умение сосредоточиться – однако, было обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. По словам ученых, при чтении обоими способами включается когнитивная функция, которая ассоциируется не только с «работой» или «игрой».

Более того, исследование показало, что при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге. Видимо, по результатам исследования можно будет сделать вывод о механизмах влияния чтения на наш мозг и активизации таких его функций, как способность к концентрации и познанию. А пока исследование подтверждает то, что вы и так уже знаете еще с тех времен, когда учительница в начальных классах твердила вам, что читать полезно для мозга.